Благословенной памяти Эстер Тауб
Когда льёт дождь на сукку, а мы сидим под ней — что, в таком случае, хочет нам поведать Всевышний? Талмуд описывает эту ситуацию так: царь держит в руках чашу, — на иврите «кос», наполненную крепким вином. Подходит слуга с кувшином воды, чтобы разбавить вино. В те дни вино было слишком крепким, и его нельзя было пить, если не развести водой.
Царь берёт этот кувшин и выплёскивает его содержимое в лицо слуги. Этот поступок стал глубокой идеей, посланием, которому нас учат раввины. Мы знаем, что вино «Яайн», крепкое вино, символизирует Суд, тогда как вода — эликсир жизни — олицетворяет милость. И, действительно, слово «Дин» — суд, и слово «даян» — судья, поэтому внутри каждого из них можно разглядеть слово «яйн» — вино. А вот в слове «милость» — «рахамим», внутри заключено слово «майим» — вода. Вино — символ суда, а вода — олицетворение милости.
После дней суда, от Рош ѓа-Шана до Йом Кипур, мы празднуем Суккот, где стремимся пробудить милость Всевышнего, дабы смягчить (буквально: подсластить) приговор. Сукка — это прообраз свадебного шатра, где Б-г и еврейский народ объединяются вместе для пробуждения милости. Слово «чаша» — «кос», — которую Б-г держит в руках, обладает числовым значением — 86. «Кос» — 86. Мы знаем, что у Б-га есть различные имена, и одно из них связано с деятельностью суда, это имя Элоѓим. Алеф-ламед-hей-йуд-мем. Числовое значение имени Элоhим — 86, то же, что и в слове «кос». Чаша, («Кос») символизирует Б-га и Его суд, Б-жественный суд. Вот почему мы пытаемся пребывать в «воде» (то есть мы позволяем воде проникать в сукку), дабы смягчить приговор суда.
Давайте сделаем ещё один шаг. Мы знаем, что в Каббале правая сторона — это символ милости, а левая сторона, слабая сторона,— символ Суда. Посмотрите на слово «ѓа-кос» — чаша — оно стремится влево, по направлению к суду. Но если мы исполняем заповедь пребывать (буквально: сидеть) в сукке, мы берём те самые буквы: hей, каф, вав, самех — и прочитываем их наоборот, И вот уже слово «кос» обращено направо, а, значит, в сторону милости.
Если в дни праздника Суккот мы сидим в сукке с семьёй, друзьями, гостями, мы содействуем цели пробудить Б-жественную милость, где Б-г творит для еврейского народа удивительные вещи Хаг самэах!