Уважаемый рав, почему в еврейском фольклоре у чертей птичьи ноги?
Что такое фольклор
Словарное определение слова «фольклор» — народное творчество. Это понятие далеко от Торы и всего с ней связанного, поскольку Тора основывается не на каком-либо творчестве, а нa строжайшей традиции, передаваемой с огромной точностью из поколения в поколение от Моше (получившего все знания о духовных сущностях мира от Творца). Я не специалист по еврейскому фольклору, поэтому не смогу с точностью ответить на Ваш вопрос по отношению к источнику еврейского фольклора.
Описание чертей в Талмуде
Однако я предполагаю, что еврейский фольклор (а затем — идишисткие писатели и т.п.) заимствовал описания чертей из слов Талмуда в трактате Брахот (6 а). Талмуд там утверждает, что у чертей птичьи ноги.
Мудрецы, сообщая, как выглядит какой-либо предмет или явление, желают, прежде всего, дать нам представление о внутренней сущности этого предмета или явления (поэтому их описание не всегда соответствует тому, как эти вещи воспринимаются в материальном аспекте).
Сущность чертей
Для того чтобы понять, на какую внутреннюю сущность намекают эти ноги, нам необходимо понять природу чертей.
Рамхаль в книге «Путь Творца» (1, 5) пишет, что всё созданное Всевышним делится на две основные группы — духовные создания и материальные создания. Духовные — те создания, которые мы не можем познать с помощью своих «материальных» чувств и которые не подчиняются материальным законам. Материальные, соответственно, — те, которые мы можем познать с помощью «материальных» чувств и которые подчиняются материальным законам.
Однако, утверждает Рамхаль, существует промежуточная группа, которая только частично подчиняется материальным законам природы и, соответственно, только частично постигается нашими материальными чувствами. Черти — представители этой группы.
Частичная связь с этим миром
Из этого следует, что у чертей только частичная связь с этим миром. На это уже намекают мудрецы Талмуда в трактате Хагига (16 а), говоря: «В трёх вещах черти похожи на ангелов и в трёх вещах — на людей».
Земля олицетворяет этот мир, а ноги — связь с этим миром. В этом аспекте существует большое сходство между чертями и птицами — точно так же, как у птиц — только частичная связь с землёй (значительную часть своей жизни они проводят в воздухе), что выражается в относительной слабости их ног. Так и у чертей: их связь с материальным ограничена. И это, может быть, то, что намеревались сообщить нам мудрецы, говоря, что у чертей птичьи ноги.