Вопрос:
Скажите, ребе, как иудаизм смотрит на посты?
Ответ:
Что касается общественных постов, все евреи (за исключением, конечно же, тех, кто болеет и т.п.) обязаны поститься.
Однако при этом важно помнить слова Рамбама о том, что основная цель поста – пробудить в сердцах тшуву, раскаяние, а также служить напоминанием о наших действиях и действиях предков, которые стали причиной ужасных событий, постригших наш народ. Рамбам пишет: «Не стоит ошибочно предполагать, что одно лишь воздержание от еды и питья составляет сущность и цель поста… Настоящая цель поста – это исправление поступков человека».
Теперь о добровольном посте.
В Талмуде (Таанит, 11а) мы находим два, на первый взгляд, противоположных мнения. Шмуэль, великий мудрец Талмуда, утверждает, что тот, кто принимает на себя добровольный пост, считается грешником. Ведь Тора — за то, что человек, приняв обет назирства, лишил себя вина, — обязывает принести очистительную жертву. Шмуэль рассуждает так: если тот, кто лишил себя только вина, считается согрешившим, то отказавшийся от еды и питья (т.е. постящийся) тем более».
Другой великий мудрец Талмуда, Рабби Элазар, утверждает иное: принявшего на себя добровольный пост можно считать святым человеком. И это тоже выводится из сказанного в Торе о назире (Бемидбар, 6:5): «Святым он будет». Рабби Элазар рассуждает так: «Если тот, кто лишил себя только вина, называется святым, то отказавшийся от всякой еды и питься тем более».
Согласно важному принципу, которому учит нас Рамхаль, можно сказать, что столь разные точки зрения одинаково истинны.
В Месилат Йешарим, поясняя взгляд Торы на вопрос, стоит ли человеку воздерживаться от материальных благ, он пишет, что есть разные виды воздержания: условно говоря, «положительное» и «отрицательное». Человеку стоит воздерживаться от того, что не является обязательным для его служения Творцу, поскольку благодаря этому он сможет выше подняться над материальным и больше приблизиться к Всевышнему. Однако не следует воздерживаться от таких вещей, которые для службы Всевышнему необходимы, в противном случае это уже будет грехом.
Таким образом, если человек знает, что добровольный пост поможет ему приподняться над материальным, стать более духовным и не отнимет силы для выполнения воли Творца, тогда пост целесообразен, особенно если это делается, чтобы искупить свои грехи.
Но если человек знает, что, постясь, он будет обессилен и не сможет выполнять волю Творца на должном уровне, как если бы не постился, то в этом случае поститься запрещено.
Дополнительное соображение, которое человек, желающий поститься, должен взять на заметку: Виленский Гаон предостерегает нас (Объяснения на трактат Брахот, 61а): кто желает приподняться над своими вожделениями, должен делать это продуманно, поскольку есть немало людей, которые «постятся, но от этого их страсть многократно возрастает».
В заключение приведу мнение Раавада: если еврей ест вкусное блюдо, и, несмотря на все желание, не съедает его полностью, а оставляет какую-то часть на тарелке, это засчитывается ему больше, чем день поста.