«…если от глаз общины (сокрыто), и содеяно было по недосмотру, то принесёт вся община одного молодого быка во всесожжение…» (Бемидбар, 15:23).
В статье Почему же мудрецы Торы называются «глазами»? говорилось о том, что мудрецы Торы называются «глазами» еврейского народа. Как было там объяснено, они, подобно глазам, направляют наш народ на истинную дорогу жизни и предостерегают евреев от возможных препятствий на их пути приближения к Творцу. Мы привели одну из причин этого.
Дополнительная причина заключается в том, что мудрецы Торы знают духовные корни различных событий, что даёт им возможность правильно взглянуть на сущность происходящего и понять в соответствии с этим, каким образом следует себя вести в тех или иных ситуациях.
В трактате Брахот (58а) мы находим один из многочисленных примеров этому. Рассказывается там о великом мудреце Торы раве Шешете, который, несмотря на слепоту, шёл вместе с народом навстречу царю. Саддукей, участвующий в этой церемонии, с издевкой обратился к раву Шешету: «Я понимаю, когда несут целые вёдра, чтобы черпать ими воду, но зачем нести дырявые вёдра». Этими словами он насмехался над рав Шешетом, как бы говоря: «тебе, слепому, нечего делать в этой церемонии». На что рав Шешет ответил: «Подожди, и тебе прояснится, что я вижу лучше тебя».
Когда царь со своей свитой приблизился к шествию, поднялся большой шум… прошёл отряд солдат. Воскликнул насмешник: «Вот… царь подходит!». На что рав Шешет ответил: «Царь ещё не подходит». Прошло время, и снова был слышен большой шум, на что нечестивец сказал: «Вот… царь наконец-таки подходит». Ответил рав Шешет в очередной раз: «Царь ещё не подходит». И только, когда воцарилась тишина, сказал рав Шешет: «Сейчас царь проходит». И, действительно, в тот час проехала царская карета.
Удивился саддукей: «Как ты узнал?» Ответил рав Шешет: «Я выучил в книге Мелахим (1, 19:11-12), как проявляет себя Творец Его созданиям, а мы учили, что Небесное царство похоже на земное. Подобно тому, как проявляет себя царь своим подданным в земном царстве, таким же образом проявляет себя Царь Царей своим созданиям» (а о Всевышнем сказано, что Он открывается в тишине).
Как мы видим, раву Шешету не нужны были материальные глаза, чтобы понять происходящее. Его мудрость была его глазами. И эти глаза гораздо лучше материальных глаз. И так сказал царь Шломо (Коэлет, 2:14): «Мудрец – его глаза в его голове (т.е. в его мудрости), а глупец в темноте идёт».
Заканчивает Талмуд следующими словами: «В чём было наказание этого саддукея? Есть мнение, что его друзья выкололи ему глаза, а есть мнение, что рав Шешет взглянул на него, и тот превратился в кучу костей». Возможно, эти два мнения зависят от того, в чём был корень греха нечестивца. Либо в том, что он считал себя зрячим, либо в том, что он считал, что мудрецу Торы необходимы материальные глаза, для того чтобы видеть. Согласно мнению, по которому ему выкололи глаза, его основная ошибка заключалась в том, что он считал себя зрячим (а материальные глаза зачастую не только не видят сущности вещей, но и искажают ее), и поэтому он получил наказание «мера за меру» – ему выкололи глаза. Согласно же мнению, по которому взгляд рава Шешета сжёг его, основная ошибка саддукея заключалась в том, что он считал, что рав Шешет не может видеть, и, как наказание за это, глаза рава Шешета сожгли его.
В дополнение приведем слова Аризаля в «Шаар а-Гильгулим» (4-ая часть) о том, что рав Шешет был перевоплощением (гильгулем) Бавы бен Буты. Подобно тому, как Бава бен Бута, несмотря на свою слепоту, мог видеть лучше всех зрячих, также и раву Шешету было видно то, чего «не видел» саддукей с материальными глазами.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«