Перед Йом Кипуром я встретил друга. Он был очень взволнован, почти что не плакал. В такие моменты лучше не проявлять излишнего любопытства, а поступить деликатно. Я пожелал ему хорошего приговора на Суде и спросил, как ни в чем не бывало, как дела. Если захочет – пусть сам изольет свою душу, а нет – может оставить мой вопрос без ответа. «Слава Б -гу, – отозвался он, – это будет хороший год, он просто обязан быть хорошим. Иначе и быть не может!» Я был удивлен, даже слегка испугался его категоричности и напору: «Надеюсь, что так и будет. Мы все надеемся». «А я точно знаю», – заявил он с блеском в глазах. Я стал опасаться, что мои подозрения подтверждаются – случилось что-то неладное. Я напомнил, что согласно Гмаре есть семь вещей, скрытых от человека, и среди них – глубина божественной справедливости и знание будущего. «Ты прав, – ответил он, – однако послушай мой рассказ».
Выслушать рассказ я всегда готов. Мой друг начал с того, что только что вернулся из дома одного из мудрецов поколения. Многие приходят к нему получить благословение и попросить молиться ради их спасения. Особенно в дни трепета все спешат получить благословение для следующего года и для того, чтобы пройти День Суда с миром. «И там ты услышал, что наступающий год будет хорошим?» – спросил я. «Нет, там я лишь получил благословение, как и все остальные», – сказал друг. Но перед ним там стоял человек лет сорока, и когда настал его черед, подошел к праведнику. Со смирением он изложил свою просьбу на следующий год. Он просил не денег и не здоровья. «Только чтобы дети мои – Гай и Адир – вернулись к религии». Он рассказал, что и сам вернулся к вере на семинаре «Арахим» вместе с женой и дочерью. Двое его взрослых детей отнеслись к этому с уважением, но им самим трудно отойти от привычного для них общества. Праведник благословил его, чтобы его дети вновь приблизились к своим корням и обрели, благодаря этому, душевный покой. Затем он попросил благословения для своего друга Владимира. Тот помог ему вернуться к вере и даже сам прошел обрезание, а в последнее время заболел раком. Праведник благословил и Владимира, чтобы тот исцелился. «А ты? – спросил он, – тебе самому ничего не надо? Для самого себя благословения не хочешь?» Мужчина взял руку праведника и пожал ее обеими руками: «Для себя у меня есть две просьбы. Первая – трепет перед Небесами!» «Всё в руках Небес, кроме трепета перед Небесами, – ответил праведник, – говорят, что с любой просьбой Наверху решают, дать или не давать. Но если просят трепета, Свыше его дают обязательно. В чем же вторая просьба?» «Чтобы я сумел вернуть к вере еще евреев».
«Владыка мира, взгляни, что тут происходит! – воскликнул мой друг, – десятки человек стояли и ждали там своей очереди. Ради чего? Они хотели благословения на следующий год. Хотели здоровья, достатка, мира, удачно женить сыновей и выдать замуж дочерей. И вот перед нами человек, который только что вернулся к религии. Чего же он просит? Не здоровья, не денег, не личного успеха. Он просит, чтобы дети вернулись к религии, чтобы друг выздоровел. А для себя? Трепета перед Небесами и возможность помочь
другим. Теперь скажи мне: когда среди нас есть такие евреи, может ли Сатан что-либо возразить? Да и будет ли кто-то слушать его обвинения? Как нам не быть уверенными, что год будет хорошим?» Теперь уже слезы потекли из четырех глаз.