Упоминание в Торе об Элишеве мы встречаем всего один раз, когда в книге Шмот читаем:
«И взял Аарон себе в жены Элишеву, дочь Аминадава, сестру Нахшона, и родила она ему Надава и Авиу, Элазара и Итамара».1
Мудрецы рассказывают нам, что все ее близкие родственники были особенными и святыми людьми.2
- Будучи женой Аарона, ставшего Первосвященником, она оказалась прародительницей всех коэнов (священников), начиная с библейских времен и до наших дней.
- Ее деверем был Моше Рабейну, величайший пророк Израиля во всех поколениях.
- Ее отец — Аминадав, потомок Переца, сына Йеуды.3
- Брат — Нахшон, глава колена Йеуды. Увидев египетскую армию, Нахшон, будучи полон веры во Всесильного, первым отважно вошел в бурлящие воды Красного моря. Этим он ускорил их чудесное разделение и увлек за собой остальных.
- Случилось так, что старшие сыновья Элишевы и Аарона, Надав и Авиу, погибли от Божественного огня, сошедшего на жертвы, приготовленные в честь освящения переносного Храма, Мишкана, который был уже собран. Их смерть была необычная: тела остались нетронутыми, но посредством огня были взяты их души.
С одной стороны, это произошло, потому что они совершили несколько ошибок. Но тогда еще многое относительно служения коэнов еще только постигалось, а Надав и Авиу, страстно желая приблизиться к Богу, проявили поспешность и неосмотрительность. И все же их гибель стала частью освещения Мишкана. Известно, что больше всех Бог спрашивает с самых праведных.
Следующий по возрасту сын Элишевы и Аарона, Элазар, когда пришло время, стал преемником своего отца, тоже первосвященником, оставившем добрую память о своем служении и добрых делах.
- Выдающимся человеком был и внук Элишевы, Пинхас, сын Элазара, которого Всевышний одарил священством и заключил с ним «завет мира» за то, что он своевременно возревновал за Бога.4
Мудрецы обращают внимание на упоминания брата Элишевы, Нахшона, когда речь заходит о ее замужестве. По сути это уникально для Торы. Ведь обычно в таких случаях она сообщает только имя отца и лишь изредка еще матери. Из этого наши мудрецы извлекают урок относительно того, что важно при поиске подходящей супруги. Аарон заметил ценные качества брата Элишевы, Нахшона, что стало для него решающим в выборе супруги.
«Большинство сыновей склонны подражать братьям своей матери»,5 — подмечают комментаторы. И сыновья Элишевы, каждый из которых был святым и праведным, в должной мере отражали качества характера своего дяди.
Да, но что же можно сказать о самой Элишеве?
Храбрая повитуха
Первая помощь в изучении ее личности — это мнение, приведенное в Талмуде, согласно которому Элишева и ее свекровь Йохевед — те самые «еврейские повитухи»,6 которые необычайно смело, рискуя жизнью, противостояли злодейскому приказу фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола (согласно другому мнению, второй повитухой, кроме Йохевед, матери Мирьям, Аарона и Моше, была Мирьям).7
Великая радость омрачена трагедией
Мудрецы описывают яркую картину: в долгожданный день освящения Мишкана (переносного Храма/Скинии Завета), детали которого изготавливали в пустыне, чуть свет весь стан уже был оживлен и полон радости. Одной из самых счастливых женщин на церемонии была Элишева. С каким ликованием она наблюдала, как ее муж и четверо сыновей облачаются в одежды, соответствующие уровню их священства, а ее брат Нахшон, глава колена Йеуды, первый из всех глав Израиля приносит праздничные дары от своего колена.8
Спустя некоторое время, когда все ждали, что сойдет Небесный огонь и поглотит подготовленные жертвы, Надав и Авиу, никем не замеченные, вошли в Святая Святых — самое сокровенное место Мишкана, и «принесли пред Господом огонь чуждый, о котором Он им не повелевал». Именно в этот момент сошел огонь от Бога, и братья упали, бездыханные, умерев в один миг.9
Об Аароне Тора сообщает, что он молчал, в полном смирении, ничем не выказывая душевной боли.10 А Элишева, по словам мудрецов, «ее радость превратилась в скорбь, и [лицо стало пепельным], как столб дыма».11
Можно лишь отчасти вообразить, насколько для нее, как для матери, было мучительно произошедшее, и все же это не поколебало ее высокую веру в Бога.
О реинкарнации и совершенстве
Каббалисты12 рассказывают: впоследствии душа Элишевы перевоплотилась в Кимхит, скромность и благочестие которой привели к тому, что ее семеро сыновей стали первосвященниками.13
Еще ранее душа Элишевы спускалась в этот мир в теле Батшевы, возлюбленной жены царя Давида (и матери царя Шломо), который, в свою очередь, был перевоплощением души Аарона.
Как мы видим, оба эти женских имени оканчиваются на «шева». В переводе с иврита это означает «семь» (также может означать «клятва»). Согласно мнению мудрецов, здесь кроется намек на семь Божественных атрибутов, мидот.
Но есть еще и такой важный нюанс.
Элишева была замужем за Аароном, являющимся живым воплощением хеседа (доброты и милосердия), первого атрибута, который связан с именем Всевышнего «Эль» (одновременно это первая часть ее имени). Милосердие по своей сути прекрасно, поэтому с самого начала их союз был идеальным.
Супруг Батшевы, царь Давид, ассоциируется со вторым атрибутом — гвура (могущество, строгость). Как и остальные атрибуты, гвура играет свою важную роль, однако сначала ее необходимо «подсластить».
Как известно, царь Давид и Батшева были наказаны за то, каким образом начались их отношения. Сама идея этого союза была благородной и правильной, ведь эти души были изначально предназначены друг другу, однако время для воссоединения еще было неподходящим.15
Заслуга матери
Говоря о генеалогии персон, Тора по большей части приводит имена представителей мужской линии. Учитвая это, стоит обратить внимание на то, что Элишева, ее свекровь Йохевед и невестка, дочь Путиэля, которая вышла замуж за Элазара и родила Пинхаса, в своем роде уникальны — их имена тоже упомянуты.
Этот факт объясняется тем, что сильные стороны ребенка считаются заслугой его матери.
Трое мужчин, родившихся у вышеупомянутых женщин, максимально повлияли на распространение Торы среди потомков Израиля. Моше преподавал значительную часть законов. Элазар, будучи первосвященником, еще и обучал правилам, касающимся нееврейских судов, а благодаря действиям Пинхаса, за которые он был удостоен особого благословения Всевышнего, мы имеем уникальные указания относительно действий Его «ревнителей».
Почему эти мужчины были настолько великими?
Потому что их воспитали великие женщины.16
У кого-то может возникнуть еще вопрос: почему в таком случае Тора настолько скупо сообщает об Элишеве?
Наши мудрецы отвечают: эта женщина обладала столь высокой степенью веры и упования на Творца, что ее действия говорили громче любых слов.
Сноски
- Шмот, 6:23.
- См. Ваикра Раба, 20:2, где перечислены пять (или семь, в некоторых версиях) «корон», которых она была удостоена.
- Диврей а-Ямим I, 2:10.
- Бемидбар, 25: 12-13.
- Бава Батра, 110а.
- Шмот, 1:15-21.
- Сота, 11б. Обратите внимание, Талмуд также содержит и более распространенное объяснение, согласно которому повитухами были Йохевед и Мирьям, ее дочь.
- Об этом говорит Мидраш, рассказывая о великой радости и удовольствии, которые она испытала в тот день, когда освящали Скинию Завета, и в одно мгновение сменившиеся скорбью и трауром. См. Зевахим, 102а.
- Ваикра, 10:1-2.
- Там же, 10:3.
- Шир а-Ширим Раба, 3:6 (7).
- Гильгулей Нешамот, куф.
- Ваикра Раба, 20:11.
- Это упрощение идей, выраженных в Зоар III, 38б, и Шаар а-Псуким на Ваэра, 6, и Шмуэль II, 11.
- Беседа о Шабате Ваэра, 5731.