«И собралась община у входа в шатер откровения»
Ваикра (8:4)
Рав Хаим Капуси Бааль а-Нес объяснял это в книге «Бе-ор а-Хаим» следующим образом: «Моше Рабейну было заповедано собрать всю общину у входа в шатер откровения, и вслед за этим сказано: «И сделал Моше, как приказал ему Б -г, и собралась община». Здесь не говорится, что он ее собрал, но сказано «собралась» – словно сама собой». Моше сделал так, как повелел ему Б -г – он взял «Аарона и сыновей его с ним, одежды и масло помазания, быка в грехоочистительную жертву, двух баранов и корзину с мацой». И когда святая община увидела всё, что происходит, то сразу же поняла, что начинается великое событие, которого все так долго ждали. Сразу же «собралась община» – люди устремились и пришли сами, без всякого приказа. Когда Моше увидел такое пробуждение, он сказал: «Вот то, что заповедал Б -г» – это в действительности и есть намерение Всевышнего. Такова Его воля в каждый момент: евреи не должны ждать приказа и повеления. Пусть бегут исполнять заповеди сами, по собственной инициативе!
Всё творение – это «школа веры». Если человек задумается и захочет сам понять то, что происходит в творении, даже если он далек от соблюдения Торы и заповедей, то сумеет благодаря этому желанию совершить тшуву и вернуться к Творцу.
Раби Моше Рубенштейн, преподаватель в ешиве Ломжа, пишет в книге «Йесодей Даат»: «Есть глубокий вопрос, обращенный ко всем мудрецам мира. Пусть придут и дадут ответ на него, и я буду готов заплатить им тысячи золотых, когда у меня они будут…» Его вопрос заключается в следующем. Мы видим, что весь мир служит людям ради их блага, здоровья и достатка – солнце и воздух, моря и реки, фрукты и овощи, домашние и дикие звери, птицы и рыбы. Какой прекрасный и удивительный мир! Он ублажает все пять наших чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А с какой чудесной мудростью устроено тело человека, как сочетаются все его органы! Любой, кто задумается над этим, будет восхищен: человек – это совершенное творение в совершенном мире. Просто рай на земле.
Но главный вопрос таков: вся эта мудрость, вся сила и глубина – и всё обрывается за шаг до совершенства. Голова болит от забот, сердце страдает от горечи, пищу приходится добывать в поте лица. Все дни человека преследуют гнев и боль, заботы и печали. И поскольку нет ни тени сомнения, что рука Творца всемогуща, и совершенство достижимо, остается понять, что в этом-то и состоит цель. Есть необходимость в недостатке совершенства. Он нужен для закалки, для испытания, для подчинения Творцу и покорности перед Ним. Разве это не урок веры?
Еще один вопрос, за который не жалко всех денег. Мир так совершенен и построен с такой мудростью, но от чего зависит жизнь в нем? От дождей, которые иногда приходят, а иногда задерживаются. Иногда они заливают и размывают всё, а иногда прекращают засуху.
Почему мудрость Творца не сделала еще один шаг – пусть бы подземная вода питала всё, что в ней нуждается. Разве и здесь не видим мы, что высшая Мудрость специально хочет, чтобы жизнь зависела от дождей, ключ от которых находится в руках Творца? Это Он решает, сколько их будет, и куда они прольются – во благо или во вред, подарят ли жизнь и сытость или принесут разрушение. Так происходит для того, чтобы привести нас к раскаянию и молитве!