Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает
Эрма Бомбек
Не строгость и спартанское воспитание делают ребёнка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесёт через всю жизнь
Илья Николаевич Шевелев
Дарование Торы
Глава дарования Торы еврейскому народу. Торы, которая является источником величайшей мудрости и самойжизни еврейского народа вот уже три тысячи триста тридцать лет. И Тора, и удивительный процесс ее дарования могут многому нас научить.
«И Моше поднялся ко Вс-вышнему и воззвал к нему Б-г с горы, чтобы передать: так скажи дому Яакова и возгласи сыновьям Израиля».
Как обычно, перевод даже близко не отражает великолепной гаммы смыслов и намеков, скрытых в оригинале.
Дело а том, что на Святом Языке есть несколько слов для «говорить»: «תאמר» означает мягкий стиль общения, «תגיד» — более жесткий. Первое слово используется в отношении «дома Яакова», что означает женскую часть еврейского народа. Второе сказано «сыновьям Израиля», то есть мужчинам. Этим Тора уже учит нас, что разговаривать с женщинами и мужчинами нужно по-разному.
Тур объясняет, что есть серьезная причина поставить женщин перед мужчинами именно в этом стихе.Известно, что первому мужчине, Адаму, было запрещено есть от Древа Познания. Но первая женщина, Хава, появилась на свет уже после этого повеления и не только ела запретный плод сама, но и накормила им мужа,что привело к грехопадению.
Поэтому во время дарования Торы Вс-вышний упомянул сначала женщин, а потом мужчин. Это было знаком уважения, признанием уникальности, заслуг и определяющей роли женщины в еврейском народе. Настолько определяющей, что дарование Торы не началось без ее приятия.
Интересно, что именно из-за этого признания еврейские женщины отказались снимать с себя золотые украшения во время создания Золотого Тельца. Удивительно, что может сделать с человеком признание егозаслуг. Насколько нам важно, чтобы согласились с нашим правом на существование, с местом в этом мире.Правом на уникальность.
Признание дает человеку ощущение безопасности, уверенности в себе. Именно в поисках ее, эмоциональной безопасности, так далеко готовы мы зайти. На безопасности построен здоровый брак, основано воспитание.
К сожалению, до сих пор в воздухе витают отголоски разрушительного подхода радикального бихевиоризма,уничтожившего не один миллион хрупких детских душ. Отказ в близости и тепле с целью воспитать сильную личность лишает ребенка той базы доверия к окружающему миру, которая впоследствии даст емунезависимость и уверенность в себе.
В 1934 году немецкий врач Йоханна Хаарер опубликовала книгу «Немецкая мать и ее первый ребенок». Рекомендации из этой книги были включены в программу обучения матерей в Германии, миллионы женщин прошли эту программу.
В этой книге Хаарер рекомендовала воспитывать детей с как можно меньшим количеством «привязанностей». Если ребенок плакал, это была его собственная проблема, а не проблема матери. Чрезмерной нежности следовало избегать любой ценой. Эмоциональный контакт нужно было свести к минимуму. «Ребенок должен быть накормлен, вымыт и высушен, а после этого оставлен один».
Если ребенок начинал плакать, ни в коем случае не следовало брать его на руки, прижимать к себе и успокаивать. Не следовало также в этом случае сажать ребенка на колени и кормить грудью – это, по словам автора, привело бы лишь к тому, что ребенок быстро бы научился добиваться всего плачем.
Кто знает, может этот подход психически уничтожил не только несколько поколений детей, но и родителей.Лишение человека первичной нужды — объекта привязанности, забирает у него стержень, который дает самостоятельность и твердость.
Безусловная любовь, тепло и уважение, признание и приятие — вот что делает ребенка взрослым, а взрослого — зрелым.
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман