«…А на восьмой день обрежет крайнюю плоть свою» (Ваикра 12:3).
В мидраше Танхума на недельную главу приводится, что римлянин по имени Торносропус спросил как-то рабби Акиву: «Если по воле Творца еврей должен быть обрезанным, почему Он не сделал так, чтобы еврей родился уже обрезанным». На что рабби Акива ответил: «Всевышний желал дать евреям возможность исправить себя, поэтому Его воля была, чтобы еврей достиг совершенства, только выполнив заповедь об обрезании».
Из слов мидраша мы учим, что главное в этой заповеди — дать человеку возможность исправить себя – как физически, так и духовно – как сказано в «Мидраше Танхума» (раздел Тазриа 5). Интересно, что человек — единственное из всех живых существ, у которого есть крайняя плоть, потому что лишь ему дана возможность исправить себя. Животные же рождаются совершенными, «уже исправленными».
Рав Мордехай Ароновский в книге «Нифлаот ми-Торатеха» обращает наше внимание на удивительную вещь: если мы задумаемся над стихом из книги Берешит: «И обрезал Авраам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как заповедал ему Б-г» (21, 4), то увидим, что конечные буквы (тав, куф, вав, нун) слов «Ицхака, сына своего, на восьмой…» (эт Ицхак бно бен) составляют слово тикун — «исправление» (слово «бно» на иврите оканчивается на букву «вав», которая может читаться и как «о» и как «у»). Это единственный случай во всей Торе, когда конечные буквы образуют слово тикун (и нет ни одного случая в Торе, когда слово тикун было бы образовано начальными буквами). Так Тора «намекает», что сущность заповеди обрезания для нас — исправление, усовершенствование себя.