В сущности, жизнь — это то, что мы переживаем в данный момент. Да, мы проживаем свою жизнь, идя вперед, но лучше понимаем ее, когда оглядываемся назад. Цепочка событий, ведущих к настоящему, становится более четкой. Наконец-то мы осознаем, что испытание или кризис, который мы пережили, на самом деле был трамплином для реализации некоего большего блага.
Многие герои и героини Танаха, оставшиеся в тени истории, оставили за собой неизгладимый след позитивных изменений. Имя одной из таких женщин кратко упоминается в главе Торы Микец (книга Берешит): «И нарек Фараон имя Йосефу Цафнат-Панеах, и дал он ему в жены Оснат, дочь Поти-Фера, жреца города Он».1
Согласно версия, рассказанной в Мидраше, Оснат была дочерью Дины, которую изнасиловал Шхем.2 И все же вследствие этого грязного происшествия в мир спустилась святая душа Оснат, которой суждено было стать будущей супругой Йосефа, одного из очень немногих, кого Тора называет праведным.3
Далее Мидраш говорит: «Что сделал [Яаков]? Он написал Святое Имя [Бога] на золотой пластине, повесил ее ей (Оснат) на шею и отослал. В жизни она пошла своим путем.
Все открыто Святому, благословен Он, и ангел Михаэль спустился и взял ее, и привел ее в Египет, в дом Поти-Фера; потому что Оснат было суждено стать женой Йосефа. Жена же Поти-Фера была бесплодна, и [Оснат] росла с ней как дочь».
Когда Йосеф сделался египетским министром, молодые женщины на улицах стали на него засматриваться, ведь он был очень красив.4 Когда его колесница проезжала по городу, девушки окружали ее и бросали в нее разные подарки, надеясь, что благодаря этому Йосеф их заметит. Однажды Оснат присоединилась к девушкам, сняла с шеи подарок Яакова и бросила его Йосефу.5
Он поймал ее золотое украшение и прочитал на нем Имя Всевышнего. А спустя время он узнал, что Оснат была внучкой Яакова (и, соответственно, племянницей Йосефа). И вскоре они вступили в брак, как сказано: «…И дал он ему в жены Оснат, дочь Поти-Фера».6
Сейчас, обсуждая этот союз, мы находимся в середине повествования об их жизни. Ни Оснат (дочь, зачатая в результате гнусного акта насилия и отосланная из дома матери), ни Йосеф (преданный братьями, оказавшийся в рабстве и несправедливо заключенный в тюрьму) не могли представить своего будущего восхождения.
Кто бы мог предвидеть, что оба они окажутся способны преодолеть давящий на них тяжелый багаж прошлого и занять столь уважаемое положение! Но каким бы невероятным это ни казалось, вперед, к высотам духовных достижений, их постепенно двигали их внутренние стойкость и решимость.
Мы восхищаемся Йосефом и Оснат за то, что они не позволяли себе «застрять» в травмах прошлого. Нет, они переросли их и шагнули дальше. Откуда взялась эта внутренняя сила? Йосеф признавал Божественное провидение во всем, что с ним происходило, поэтому считал, что все, кто поступил в отношении него дурно, лишь выполняли свои роли, назначенные им Самим Всевышним.
Несмотря на многочисленные негативные обстоятельства сердце Йосефа не знало злобы. Можно сказать, он видел общую картину через более широкую линзу. Таким образом, с каждым следующим опытом цепочка событий закручивалась так, что в результате Йосеф стал египетским владыкой, вторым после фараона.
А потом уже в этом качестве он выполнил свою уникальную задачу, предотвратив последствия сильного голода на огромной территории и сумев спасти жизни сотням тысяч людей, попутно укрепляя еще и экономическую систему Египта.
Он простил своих братьев за то, что они способствовали его продаже в рабство, потому что видел в этом Руку Всесильного, однако при случае устроил им проверку, чтобы убедиться в их искреннем раскаянии и добром отношении к его младшему брату Биньямину.
Кроме этого, если следовать мнению, что Потифар, у которого Йосеф проработал год до заключения в тюрьму, и Поти-Фер, приемный отец Оснат, один и тот же человек, то женитьба на Оснат стала для Йосефа знаком восстановления его репутации, пострадавшей в результате клеветы жены Потифара.7 Давая разрешение на этот брак, Потифар таким образом признавал невиновность Йосефа.
И вот в этом союзе родились два удивительных мальчика, Эфраим и Менаше. Оба росли в изгнании, среди идолопоклонников, за пределами центра сосредоточения еврейской культуры. Но, тем не менее, родители сумели им внушить глубокую искреннюю веру в Единого Бога Израиля. И, хотя эти дети родились и формировались в Египте, влияние безнравственной языческой культуры на них не отразилось.
Многие евреи по всему миру благословляют своих сыновей в пятницу вечером, прося Всевышнего, чтобы они выросли и стали такими же, как Эфраим и Менаше, уверенно отождествлявшими себя с религиозными евреями и гордыми своим происхождением.
Мы можем черпать силы, вдохновляясь их примерами, даже живя в окружении чуждой культуры, ценности которой в корне противоречат ценностям наследия Торы.
Как и многие из нас, Оснат выросла в среде, не соответствующей взглядам Торы. Ее приемная мать была живым олицетворением аморальных ценностей египетского общества, а отец — языческим жрецом. И, тем не менее, несмотря на условия своего воспитания, Оснат раскрыла и смогла сохранить свою внутреннюю чистоту. Благодаря своим собственным усилиям она стала подходящей спутницей жизни для Йосефа, которого часто превозносят за его способность не идти на поводу, казалось бы, у непреодолимых искушений.8
Известны слова «Маасе авот — симан ле-баним»9 — «Деяния предков — знамение для их потомков». Так что истории, которые мы упоминаем, не просто события далекого прошлого — они каждый день преподносят нам вечные уроки.
Союз Йосефа и Оснат, которых мы упоминаем, в тот же самый момент должен придать нам силы. Потому что мы тоже не просто продукты нашего прошлого или наших семей. И ни самый позитивный, ни самый негативный фон не являются гарантией того, какое будущее нас встретит.
Выбор, что мы делаем в отношении того, в каком направлении мыслить и как относиться к происходящим с нами событиям, , является самым сильным индикатором наших будущих достижений. Успех и удовлетворение зависят от того, как мы приучим себя думать.
Развитие и поддержание веры в свою уникальную миссию имеет первостепенное значение для того, чтобы признать: нашу жизнь направляет Божественное провидение, побуждая целенаправленно работать над раскрытием и распространением нашего внутреннего света.
А теперь актуализируем все это для себя
1. Независимо от происхождения или воспитания, вы имеете полное право следовать учению Торы. Никто у вас его не отнимет. Так примите же это свое право по рождению.
2. Как вы могли бы укрепить свою внутреннюю стойкость, используя примеры Оснат и Йосефа, чтобы реализовать заложенный в вас внутренний потенциал?
3. Избавьтесь от эмоционального багажа прошлого, чтобы освободить место для благословений. То и другое не может одновременно находиться в пространстве вашего разума.
Сноски
- Берешит, 41:45.
- Там же, 34.
- Пиркей д’рабби Элиэзер, гл. 38.
- Берешит, 49:22.
- Там же, 37:4, 37:13-14, Мидраш Танхума, 14:1; Хизкуни, Берешит, 41:45
- Берешит, 41:45.
- Микец, Пиркей д’рабби Элиэзер, гл. 38.
- Берешит, 49:19.
- Мидраш Танхума, Лех Леха, 9 (на Берешит, 14:1).