Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Отдалитесь от гордыни

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Максимально отдалитесь от гордыни

Рош начинает свою книгу с наставления «Максимально отдалиться от гордыни», потому что гордыня – это основа и корень всех дурных качеств. А преодолевая гордыню, человек удостаивается всех добрых качеств. (р. Й. Левинштейн, Ор Йехезкель).

Сказал рав Хия, сын Аши, от имени Рава:

В знатоке Торы должна 6ыть хотя бы осьмушка от осьмушки [гордыни] (это необходимо для того, чтобы легкомысленные люди не пренебрегали его словами и принимали его наставления даже вопреки своей воле; Раши). …

Сказал рав Нахман, сын Ицхака:

[Гордыни не должно быть, совсем] — ни много, ни мало! Ведь написано (Мишлей 16 :5): «Мерзость перед Б-гом — всякий высокомерный»

(Вавилонский Талмуд, Сота 5а).

Есть такие качества характера, в отношении которых человеку запрещено идти по среднему пути, по оп должен отдалиться от них до противоположной крайности. К таким качествам относится высокомерие. Ведь верный путь заключается не просто в том, чтобы человек 6ыл скромным, — но он должен быть смиренным до крайности. Поэтому-то о нашем наставнике Моше сказано, что он был «самым смиренным» (Бемидбар 12:3), а не просто «смиренным». (Рамбам, Дэот 2:3)

Есть «скромные» люди, которые считают себя большими мудрецами, но поскольку гордыня запрещена, они не требуют для себя почета. А есть, действительно скромные люди, иксренне считающие, что они не заслуживают никакого почета. Это и есть «максимальное отдаление от гордыни» (р. Моше Штернбух).

 

Кто тут Гилель?!

Пусть человек всегда будет скромен, как Гилель

(Вавилонсикй Талмуд, Шабат 30б)

Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму, поручившись, что сумеет вывести из себя главу Санэдрина – мудреца Гилеля.

Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением Субботы, когда тот мылся и стал кричать:

— Кто тут Гилель?!

Такое обращение было крайним неуважением по отношению к Наси — главе всех мудрецов Израиля. Тем не менее, Гилель вышел к нему, закутавшись в покрывало. Гость задал ему совершенно вздорный вопрос и, получив ответ, ушел. Но через несколько минут он возвратился с таким же новым вопросом. Это повторилось несколько раз, и на каждый вопрос Гилель отвечал ему доброжелательно и серьезно, повторяя:

— Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились.

Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Гилеля с упреками в том, что из-за него он потерял много денег, проиграв в споре. Гилель не обиделся и сказал:

«Стоит потерять сотни золотых монет ради того, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой».

(Вавилонский Талмуд, Шабат 31а).

Вопрос жизни и смерти

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив с юности завел себе правило — ложиться спать в половине двенадцатого и вставать в два часа ночи, а затем до рассвета учить Талмуд. Его домочадцы старались оберегать его сон, чтобы в это время его никто не беспокоил.

Однажды около часа ночи в дверь квартиры рава Эльяшива постучали. Домочадцы проснулись, но дверь решили не открывать. Стук продолжился. Рав Эльяшив встал с кровати, омыл руки, оделся и сам открыл дверь.

— Несомненно речь идет о спасении жизни?, — спросил он ночного посетителя.

— Да, у меня к Вам вопрос жизни и смерти! — подтвердил тот, входя в кабинет раввина.

— Садитесь и говорите, — успокоил его рав Эльяшив.

— У меня вопрос, как назвать сына? – сказал ночной гость. – Какое имея Вы посоветовали бы дать?

«Наверное, у него споры с женой по поводу имени новорожденного, и тогда для него это, действительно, вопрос жизни и смерти», — подумал рав Эльяшив и задал встречный вопрос:

— Какие же у вас варианты?

Обсуждение заняло около получаса, и рав Эльяшив вынес решение.

Счастливый и довольный отец поблагодарил раввина. Рав Эльяшив проводил его, а затем вернулся в кабинет, чтобы начать учебу.

Но через пятнадцать минут вновь раздался стук в дверь. На пороге стоял все тот же еврей.

— Рав, а если жена родит дочку, какое имя Вы бы посоветовали ей дать?

— Это меняет дело. Необходимо рассмотреть варианты. Пожалуйста, проходите.

И еще добрые полчаса раввин и его гость обсуждали подходящее имя для дочери.

 

Знаете ли вы Раши?

В Иерусалимском «Центре Гутника» было открыто учебное заведение для молодых евреев из Советского союза. Там студентов не только приближали к исполнению заповедей и к Торе, но и учили приближать к Торе других выходцев из страны безверья.

И вот, вечером, после занятий, один молодой студент увидел недалеко от «Центра Гутника» пожилого еврея в потертом пиджаке и летней, синтетической шляпе. Интуиция подсказала ему, что перед ним выходец из Советского Союза.

—Простите, Вы говорите по-русски? — обратился он к старику.

—Да-да.

—Очень хорошо. А может быть, у Вас есть немного свободного времени? — продолжил студент.

—Да, конечно.

— Тогда давайте зайдем в одно место, здесь недалеко, и я поучу с Вами недельную главу Торы с комментарием выдающегося мудреца Рава Шломо Ицхаки. Вы знаете, кто это?!

— Да-да, я слышал о нем.

— Его называют также Раши. Он жил во Франции восемьсот лет назад. Это очень интересно.

Когда после полуторачасового занятия довольный собой студент проводил любознательного старичка, к нему подошел руководитель курса и спросил, о чем он так долго беседовал с раввином Ицхаком Зильбером.

— Что?! Это тот самый рав Ицхак, про которого нам рассказывали, что он знает всего Раши наизусть?! А я полтора часа переводил ему на русский язык первый комментарий Раши на недельную главу, и он был очень доволен.

 

Материал из книги «Пути Жизни рабейну Ашера», издательство Пардес. Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому