Почему «Книга Эстер» была названа по имени царицы Эстер, а не по имени праведного иудейского мудреца Мордехая? Объясняет раби Замир Коэн.
«Книга Эстер» названа по имени царицы Эстер, а не по имени праведного иудейского мудреца Мордехая. И это, несмотря на то, что именно он предпринял действия, благодаря которым была проявлена милость царя по отношению к евреям и подготовлена основа для их избавления. Причина на это заключается в том, что Эстер призвала евреев к трехдневному посту и раскаянию, которые непосредственно содействовали освобождению евреев, ведь все последующие шаги могли бы стать безрезультатными, если бы отсутствовало раскаяние.
Также книга была названа по имени Эстер для того, чтобы напомнить будущим поколениям — на пути которых возникнут неприятности и невзгоды — о том, что спасение приходит от Всевышнего: “Не воинской силой и нечеловеческой мощью, но Моим духом”, — говорит Господь Воинств» (Захария, 4:6).
На аллегорическом уровне название книги — «Свиток Эстер» дает нам намек на то, что суть и цель Пурима — «раскрыть сокрытое». Мы должны помнить, что хотя этот праздник и не был связан с каким-то явным чудом, например, таким как рассечение Красного моря, и поэтому евреи могли бы легко истолковать ход событий, приведший их к спасению как удивительную череду совпадений, они несомненно знали, что в мире нет случайностей.
Они связали свое спасение с исправлением своих путей, с молитвами, которые они произносили и с раскаянием, которое они совершали в течение трех дней поста. Они узнали руку Господа, которая незримо руководила всеми событиями в мире. После того как их грехи привели к духовному сокрытию Господа в этом Мире, они снова приняли Тору, которую когда-то были вынуждены принять на горе Синай, но в этот раз они это сделали с любовью и по доброй воле.
Великое действо Дарования Торы на горе Синай было необыкновенно чудесным и впечатляющим, хотя при этом оно не было добровольным и совершено по принуждению Всевышнего. Но сейчас, когда они могли бы истолковать свое чудесное спасение как череду совпадений, и при этом они приняли на себя заново бремя Небес и выделили этот день как день благодарения Господу из года в год, их принятие Торы и ее заповедей было настоящим проявлением их доброй воли.
Это то, что объясняет Гемара (Шаббат, 88а) в стихе «Евреи установили и приняли на себя и своих потомков» (Эстер, 9:27) — «они сейчас установили то, что они приняли на себя [когда они находились под давлением чудесных событий на горе Синай]».