Мезуза есть на входе в Белый дом. Мезуза есть у каждой комнаты в Кремле. Даже у вашего соседа, который считает себя самым настоящим атеистом, есть мезуза, которую может видеть весь район!
Я объясню. Слово «мезуза» в переводе с иврита означает дверной косяк. В Книге Дварим (6:9) мы читаем:
И напиши их на косяках (мезузот) дома своего и воротах своих».
Получается, что если мы хотим быть придирчивыми в плане лингвистики, то свиток, прикрепляющийся к косяку (мезузе) – это не сама мезуза.
Что же мы можем выучить из того факта, что все используют явно архитектурный термин для обозначения религиозного объекта?
Иудаизм подчеркивает, что у Всевышнего есть четкий план – страстное, необъяснимое, неизменное желание, чтобы этот мир, со всеми своими достоинствами и недостатками, стал для Него гостеприимным домом. И именно поэтому Он создал его. Все творения существуют только для того, чтобы отражать качества Творца. Люди склонны видеть это наоборот; мы думаем о себе и нашем мире как о первичном, а затем смотрим, где Бог и вписывается ли Он в общую картину. Однако Бог есть, и мы здесь для того, чтобы доказать это.
Как клад со спрятанным от посторонних глаз сокровищем, божественность находится чуть за поверхностью реальности, ожидая, пока мы “докопаемся” до нее через соблюдение заповедей. Каждый раз, когда мы используем физические объекты для чего-то духовного и возвышенного, мы раскрываем для себя истинную природу этого объекта: он является лишь инструментом, который необходим, чтобы обнаружить святую искру, спрятанную внутри.
И это довольно хорошая идея (я надеюсь, что Бог не против моих комплиментов). Несмотря на то, что духовный мир кажется всем нам очень интересным, и мы хотим узнавать о нем все больше и больше, все же зачастую мы, люди, ограниченные бытовыми рамками, воспринимаем его слишком возвышенным и далеким. Сказано в Дварим (30:11-14):
«Заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она. Не на небесах она… И не за морем она… Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его».
Когда мы размышляем о Боге, обычно это просто выражение восхищения. А то, что связано с материальным миром, как бы действительно находится в наших руках. И Всевышний, вкладывая Себя в физические объекты, способствует тому, чтобы мы могли найти Его, когда пользуемся ими в соответствии с Его указаниями. Подобно метафоре, она делает абстрактное и отвлеченное реальным и доступным.
Так что, возможно, на самом деле все в порядке. Возможно истинный смысл слова мезуза — это именно свиток, который мы прикрепляет при входе, а дверной косяк называют мезузой, чтобы подчеркнуть, что его существование в этом мире реализуется не за счет удержания двери на месте, а благодаря воплощению одноименной заповеди. Если бы не свиток, который нужно вешать при входе, не было бы никаких оснований в этом мире для существования дверных косяков.
И так происходит со всеми вещами. Есть два взгляда на мир, с которыми мы можем жить:
1) Я создан в этом мире самостоятельным существом, поэтому, когда я зарабатываю деньги, сначала покупаю то, что мне нужно, а потом, если останется, отдаю на благотворительность.
2) Бог — Создатель всего мира, и Он вложил Свою искру в деньги, делая их инструментом для приближения к Себе. Поэтому когда я зарабатываю деньги, я сначала отдаю одну десятую часть дохода на благотворительность, потому что Всевышний этого хочет, а затем использую оставшееся на собственные нужды по своему усмотрению.
Не стоит рассматривать мезузу как просто симпатичный аксессуар для вашего дома. Почерпните что-то из этой статьи, позвоните в удобную вам синагогу и получите для себя или для кого-то из ваших знакомых мезузу для их мезузы.