Была такая история. Раби Бенцион Коэн был судьей в городе Лув. Перед Йом Кипуром один из членов его общины задал вопрос:
«Почему Тора заповедала нам есть и пить накануне Йом Кипура? Разве без такого повеления мы не стали бы кушать как следует, чтобы подготовиться к посту? Более того, почему эта еда настолько важна, что награда за нее – как за два дня поста?»
(Трактат Йома, 81б)
Мудрец ответил: «Приведу тебе пример. Жила-была женщина, у которой был единственный сын. Проявляя большую заботу о нем, она наняла для него воспитательницу. Однажды, зимой, ребенок вернулся домой грязный и промокший. Воспитательница взяла его за руку и отвела в ванную. Она открыла кран с холодной водой и потребовала, чтобы он отмыл всё тело грубой, колючей мочалкой. «Что же ты делаешь?! – воскликнула мать, – он ведь и так дрожит от холода!» «Но ведь он такой грязный», – ответила воспитательница. «И что с того?», – возражала мать. Она поспешила растопить печь, принесла горячей воды и стала нежно мыть своего сына мягкой губкой…
Смысл этой притчи таков. Мы проанализировали свои поступки и знаем, что испачканы грехами. Желаем друг другу сладкого и счастливого года, но знаем, что прежде нужно отмыться от грехов в пост Йом Кипура. Однако Творец приказал есть и пить накануне этого святого дня. Указав на большую награду за это, Он дает нам знак, что отмывать нас Он будет с любовью и нежностью, как милосердная мать своего ребенка. Уже одного этого повеления, выражающего любовь и заботу о нашем состоянии, несмотря ни на какие грехи, достаточно для того, чтобы побудить нас к глубокому сожалению о грехах, совершенных против нашего Небесного Отца, всегда делавшего нам добро. Это чувство любви приблизит нас к нашему Отцу и Пастырю, и Он поставит печать на решение о даровании нам хорошей жизни и о скором избавлении.