Вопрос
Прочитала Вашу статью про невела (падаль). У меня возник такой вопрос: а что с кожей животных? Если животное невела и даже вообще не кошерно, нет ли запрета использовать его кожу в разных целях? То есть кожаная куртка, юбка, брюки, сумка, головной убор, обувь из кожи такого животного не делают человека нечистым?
Ответ
Только мясо животного, которое не было кошерно зарезано, является невела, и если человек дотрагивается до него или несет его, оно делает человека ритуально нечистым, но к коже и костям это не относится. Поэтому кожанная одежда не может сделать человека нечистым.
При этом у определенных животных есть места, где кожа особенно нежная, и кожа таких мест считается мясом, а, следовательно, тот, кто дотрагивается до нее, становится ритуально нечистым (повторю: если животное невела). Мишна (Хулин, 9:2) приводит перечень таких «нежных» мест.
Как бы то ни было, в наше время законы ритуальной нечистоты не актуальны, ведь практически все мы так или иначе нечисты из-за нечистоты умершего человека, которой практически каждый человек осквернился. А она передается даже в том случае, если человек находился с мертвым в одном помещении или просто побывал на кладбище. И от такой нечистоты сейчас невозможно очиститься – в древние времена это можно было сделать только при помощи пепла красной коровы. Сейчас такой красной коровы нет, как и других необходимых условий для такого очищения. Так что при желании можно носить кожаную одежду и пользоваться всевозможными кожаными вещами.
Несколько слов о благословении на кожаную одежду. Рамо (Раби Моше бар Исраэль Исерлис, 16 в.) в своем труде Орах Хаим – в правилах повседневного поведения (223:6), объясняет, что, когда ближний приобрел одежду, ему нужно сказать: «обноси и купи новую». И некоторые поским считают, что, если речь идет о кожаной одежде, то эти слова и благословение на нее не говорят. Причина – в милосердии к животным, ведь для того, чтобы приобрести новую кожаную одежду, животное нужно убить.