Йосеф служит нам несомненным примером относительно того, сколько усилий мы должны прикладывать, чтобы ни в коем случае не смутить другого человека.
Одним их центральных событий нашей недельной главы становится то, что Йосеф наконец раскрывает свою истинную сущность перед пришедшими к нему братьями.
Тора рассказывает нам,1 что после страстной мольбы со стороны Йеуды об освобождении Биньямина из-под стражи Йосеф не мог больше держать себя в руках. Раши объясняет, что он не мог вынести даже мысли о том, чтобы заставить своих братьев смущаться перед египтянами, находившимися в тот момент с ними в комнате. Раскрытие его истинной личности означало бы указание на то, что братья способствовали его продаже в рабство, а это было бы для них весьма унизительно. Поэтому Йосеф приказал всем своим египетским слугам покинуть комнату, прежде чем решился сказать братьям: «Я — Йосеф».
Однако, опираясь лишь на сам стих, мы можем задаться справедоивым вопросом: откуда Раши знает, что Йосеф прежде всего заботился именно том, чтобы предотвратить смущение своих братьев? Ведь, возможно, он отослал слуг, потому что было бы неправильно, если б великий лидер могущественной империи плакал перед своими подчиненными. Другими словами, вероятно, Йосеф был заинтересован только в предотвращении его СОБСТВЕННОГО смущения?!
Итурей Тора опровергает это предположение, указывая на то, что как только Йосеф отослал своих слуг, он зарыдал и закричал так громко, что «услышали египтяне, и услышал дом фараона».2 Очевидно, что он, несмотря на статус высоко почитаемой особы, совершенно не заботился о поддержании образа строгого правителя, лишенного эмоций. А раз так, значит, единственной причиной попросить слуг уйти было именно стремление избежать смущения братьев.
Непрерывно чувствовать связь
Поведение Йосефа в этой (и не только) ситуации учит нас, насколько важно сделать все, чтобы не смутить других людей.
Сразу после упомянутого выше стиха Йосеф говорит своим братьям: «Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет».3 Ор ха-Хаим объясняет, что слова «брат ваш», котоые в данном контексте кажутся излишними, на самом деле передают очень важное сообщение. Посредством преднамеренного добавления этих слов Йосеф говорит своей семье: «Даже когда вы решили продать меня в рабство, я все еще оставался вашим братом. Даже в разгар этого невероятно тяжелого периода испытаний я продолжал любить вас и чувствовать с вами связь».
Кроме того, Сфат Эмет указывает, что слово «ашер» («которого») в этом стихе может иметь значение «йешар кохеха» — это выражение обычно используется в качестве поздравления или благодарности (буквально «[чтобы ты и дальше пользовался] силой прямо [по назначению]»).
Мы видим пример такого толкования этих слов еще раз,4 когда Бог говорит Моше о необходимости создания вторых скрижалей, таких же, как первые, «которые ты разбил» («ашер шибарта»). Талмуд5 объясняет, что слово «ашер» здесь означает именно «йешар кохеха» — иными словами, что Моше заслуживает поздравления за то, что разбил первые скрижали.
Исходя из этой интерпретации, мы можем аналогично объяснить и наш стих. Йосеф говорит своим братьям: «Я Йосеф, брат ваш, которого («ашер») вы продали в Египет». Согласно Сфат Эмет, Йосеф подразумевает: «Я благодарен вам за то, что вы способствовали моему попаданию в Египет, потому что это позволило мне поддержать всю нашу семью в долгие годы голода» — эту мысль транслируют и следующие стихи.6
Вместо того, чтобы сердиться или злиться на братьев из-за постигшей его участи, Йосеф отчетливо видит, как их действия на самом деле принесли большую пользу. Они ни в коем случае не должны быть осуждены за свою ошибку; скорее, наоборот, их следует поздравить!
Любовь и тепло
Представьте, что бы мы чувствовали, если бы оказались на месте Йосефа — как бы нам было трудно после таких суровых испытаний подняться над собственными болью и обидами!
И все же Йосеф делает все возможное, чтобы уважительно отнестись к братьям. Мало того, что он обеспокоен сохранением их достоинства, отсылая из комнаты слуг, чтобы исключить возможность подслушивания посторонними людьми настолько личной информации, так он даже благодарит своих братьев за продажу в рабство!
Отсюда мы можем научиться, как нужно себя вести в ситуациях, когда мы чувствуем в чем-то себя ущемленными. Йосеф не позволяет себе не только проявлять, но и испытывать даже малейшее чувство обиды по поводу прошлого. Напротив, он подчеркивает положительные аспекты сложившейся ситуации, благодаря которым он может относиться к своим братьям с искренней теплотой и уважением.
Так пусть же мы научимся относиться с теплом и любовью к любому другому человеку. Пусть мы научиться преодолевать обиды на то, как к нам относились в прошлом, поднимаясь над собственной болью, чтобы “с высоты” лучше видеть несомненные плюсы в любой ситуации.
Подобно тому, как Йосеф воссоединился со своей семьей, что привело к спасению всего еврейского народа от голода, так и мы можем удостоиться увидеть единство и дух братства среди всего еврейского народа, ознаменующие наше окончательное Искупление.
Сноски
- Берешит, 45:1.
- Берешит, 45:2.
- Берешит, 45: 4.
- Шмот, 34:1.
- Шабат, 87а.
- Берешит, 45:5-8.