Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Г-споду; всякий, производящий в оный работу, предан будет смерти.
(Шмот, 35:2)
Машаль (притча):
Глупый доктор держал в руке бутылку с сильно действующим лекарством. Он не проявил осторожности и дал своему молодому пациенту не строго выверенную дозу лекарства. Отец мальчика заметил, что сын получил слишком большую дозу и пожаловался на это врачу, но тот ответил:
– Я знаю, что это сильное лекарство, но дать больному чуть больше дозы – вряд ли это может повредить.
Такое объяснение не кажется умным. Всем известно, что дозы сильнодействующих лекарств должны быть строго выверены, а иначе – человеку будет нанесен вред.
Нимшаль (притча):
Так Хафец Хаим объясняет святость субботы, строгое наказание, полагающееся тому, кто нарушит ее, и большую ошибку тех, кто не закрывает свой бизнес (магазин, офис) перед началом субботы.
Те же, кто принимают шабат поздно и торопятся поскорее закончить его, совершают досадную ошибку. Они говорят:
– Раз я закрываю свой магазин на весь шабат, я выполняю свое обязательство по отношению к седьмому дню. И в том, что я закрываю магазин всего лишь через час после начала субботы, а открываю за полчаса до ее исхода – что в этом такого? Ничего не случится из-за такого ничтожного количества времени, ибо шабат длится целые сутки!
Думать так — большая ошибка. Наша святая Тора заповедует нам соблюдать шабат и приговаривает тех, кто этого не делает, к карету[1], отрезанию еврейской души. Тот, кто нарушает шабат, когда день уже наступил, или начинает делать млахот (запреты субботнего дня), когда шабат еще не вышел, виновен в нарушении заповеди и приговаривается к жестокому наказанию – его душа (нешама), будет отрезана от Источника, не дай Б-г.
[1] Карет — это наказание за определённые грехи, которое заключается в «отсечении души» навеки. Слово «карет» обозначает на иврите — отсечение (см. Ялкут Шимони 201). Однако рав Хаим Воложинер в книге Нефеш ѓа-Хаим (1:18) объясняет, что не вся душа человека отсекается от вечности, а только та часть души, которая связана с грехом. Наказание карет полагается только тому, кто согрешил умышленно. Поэтому, если еврей вырос в не еврейской среде либо воспитывался в не еврейской семье и не знал, что за те или иные действия полагается карет, ему не полагается это наказание. Даже человек, который намеренно совершил грехи, за которые полагается карет, может раскаяться в своих поступках и искренне принять на себя обязанность не повторять их. Тогда Всевышний простит ему грехи, и, таким образом, «снимет» с него наказание карет. Если еврей искренне раскаялся о своих грехах и искренне принял на себя обязанность не повторять их впредь, то он может быть уверен, что Б-г простил ему грехи. (Рав Реувен Куклин)