Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Эксперимент показал — люди, у которых не было кружки, готовы были заплатить за неё порядка трех долларов, а те, у кого она была, были готовы расстаться с ней лишь за семь.
Удивительная сила — человеческая неблагодарность
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа» — спорили Рав и Шмуэль (два еврейских мудреца эпохи ранних Амораим) — новый царь или же старый добрый фараон, просто с новым сердцем, уже совсем не добрым.
По первому мнению фараон был избран (а согласно комментарию раби Авраама Сабы, итальянского каббалиста 15-ого века и автора книги Црор аМор, в тот период фараонов выбирали), чтобы решить еврейский вопрос, и неудивительно, что антисемитская риторика фараона была встречена с одобрением. Если же следовать второму мнению, фараон был образцом неблагодарности. Будто Йосеф и не спасал Египет от голода, будто фараон и не приглашал его семью на ПМЖ в Египет (три с половиной тысячи лет назад вид на жительство в Египте котировался выше, чем сегодня грин-карта).
Мидраш делает интересный вывод — тот, кто отрицает добро, сделанное человеком, в конце концов будет отрицать и добро, сделанное Б-гом. Сначала написано «который не знал Йосефа», а следом «не знал я Б-га».
Тучи сгущались. Египтяне не остановились на порабощении, они начали убивать. По сто пятьдесят еврейских младенцев утром и вечером — ежедневная доза убийств испуганного режима, встревоженного еврейской несхожестью с населением метрополии. Своя одежда, свой язык и свои имена продолжали отличать евреев итревожить души египетских стратегов.
Неблагодарность — не худшее, на что способен страх. Когда начались убийства еврейских детей, Йохевед и Мирьям были акушерками и самоотверженно отказались выполнять приказ правительства — убивать новорожденных евреев, несмотря на его осуществимость. Тора называет этих женщин Шифра и Пуа, слова, на Святом Языке означающие помощь, укачивание, убаюкивание младенца.
Попытаемся представить себе эту картину. Службы безопасности рыскают по еврейским районам, существует прямой приказ, нарушившего который легко покарают смертью, атмосферу чудовищного, парализующего ужаса,вымывающего последние душевные силы, словно песок из под фундамента. А еврейские акушерки не только не убивают и помогают ребенку, но и согревают его, ласково напевая!
Страх потери
Разве недостаточно было просто сделать свою работу? Неужели проявленного героизма было недостаточно? Зачем разжигать лишнюю ненависть фараона, раскачивая лодку?
Как-то мой учитель сказал: испытание было настолько тяжелым, что единственной возможностью выстоять в нем было пойти до конца, сделать совершенно и полностью наоборот. Когда страх и неуверенность обволакивают, словно сети, иногда нужно резко дернуться. Не из бунтарских побуждений, а для себя самого, ведь чем горячее, тем больше высечется искр. Энергии делать то, что правильно, а не то, чего хотят от тебя фараон, КГБ или начальник на работе.
Шифра и Пуа подали пример, как нужно противостоять. Как разжигать себя, как заниматься своим делом с любовью и идти верной дорогой без оглядки на рутину страха, вдавливающую в диван за телевизором. Они напевали спасенным детям колыбельные.
Страх не всегда бывает вызван кровопийцами в королевской мантии. Страх живет в нас всегда. Мы просто боимся потерять. Ведь каждому кажется, что ему есть, что терять.
Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, которые обнаружили, что человек предпочитает избежать даже небольшой потери вместо того, чтобы сфокусироваться на выгоде, которую можно получить.
Может быть фокусировка не на потере, а на выигрыше даст нам желанный разряд против серости.
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман