«Мальчики и девочки! Молоток и гвозди берите скорей, побежали строить сукку» Из популярной детской песенки
«Это мальчишеский праздник! Я не вмешиваюсь» , — сказала мне подруга, позвонившая, чтобы справиться о моем самочувствии в завершение дня Йом Кипур. И действительно, по улицам сновали, покачиваясь после суточного поста, мальчики и их папы с рейками, досками и инструментами, а из каждого двора призывно раздавался стук молотка.
Да, так по-мужски выглядит Суккот снаружи, но я всегда чувствовала необычайную женственность этих волшебных дней.
В еврейской истории первый День Искупления – Йом Кипур – состоялся в шабат, так же, как и сейчас. Народ Израиля постился и вымаливал пощаду за страшный грех поклонения золотому тельцу; Моше спустился с горы Синай со вторыми Скрижалями Завета, и Всевышний сказал ему «простил (твой народ), как ты просил» Бемидбар,14.
И в эти четыре дня между Йом Кипур и Суккот счастливые женщины, которым был дан второй шанс, окрыленные святостью, собирали самые красивые украшения, серебряную и медную посуду, драгоценные камни, зеркала, ткани, — и несли все свое богатство к Моше для строительства Мишкана. Они была уверены: место Божественного присутствия должно быть самым роскошным.
Одна из главных характеристик праздника Суккот – это красота, изысканность. Красота должна быть во всем: в новых нарядных одеждах, самой дорогой посуде, изысканно накрытом праздничном столе, украшенной от всего сердца сукке, роскошном благоухании этрога и безупречном лулаве.
В этот праздник Всевышний хочет, чтобы мы были радостными и в полную меру наслаждались исполнением Его заповедей. Обратите внимание, как мы выбираем этрог, обязательно восхищаясь его красотой и совершенством.
Как же так, скажете вы, всего несколько дней назад в Йом Кипур мы, уподобившись ангелам, отказались от всего мирского и сутки проводили в молитве?! А в результате поднялись на необычайную духовную высоту!! И вдруг – нам надо спуститься на грешную землю и заняться самыми что ни на есть мирскими делами: строить шалаш, готовить еду, приобретать какие-то вещи и разные предметы. Это может показаться странно и непоследовательно, но только на первый взгляд. Во всем этом есть особый замысел Творца.
Еврейский путь – это путь сочетания смыслов, на первый взгляд, несочетаемых, объединения несопоставимого. Мы должны научиться соединять в этом мире земные и небесные сферы, духовные и материальные миры. Всевышний хочет, чтобы мы научились красоте в исполнении святости заповеди, чтобы умели радоваться и наслаждаться этим миром, как самым идеальным и безупречно красивым подарком.
Суккот позволяет нам почувствовать, что наши святые заповеди могут быть и красивы, и желанны!
И именно женщина, как никто другой, способна привнести в мир и красоту, и эстетику; именно она умеет объединять вещи, казалось бы, несопоставимые! Превратить на скорую руку сколоченный сарайчик в шикарную столовую, наполнить ее радостью и светом, музыкой и запахами приготовленных блюд, святостью и мирским уютом!!
Сама сукка – это место Божественного пребывания Шхины, имеющей женское начало (по отношению к Творцу). Известно, что, находясь в сукке, человек выполняет заповедь Творца и пребывает под защитой канфей ѓаШхина — он укрыт и спрятан под защиту Божественного крыла. Таким образом, наша очищенная от злого начала душа находится под надежным покровительствм и охраной самого Всевышнего.
Ари ѓа Кадош пишет, что сукка – это хибук – обьятие, ибо кошерная сукка должна состоять из двух стен и тефаха (мера длины), а это напоминает по форме обнимающую руку. Сукка, метафорически выражаясь, подобна матери, обнимающей своего ребенка: хранит нашу душу, наполняя ее красотой и святостью.
Верю, что каждая из нас найдет в этом удивительном празднике возможность выразить свою женственность и красоту и, как иголка в руках умелой швеи, сшить вместе Небо и Землю…Шамаим ваАрец.