Кем был Терах?
Во-первых, Терах (Фарра) был отцом Авраама — первого праотца еврейского народа. И, хотя он был идолопоклонником и вырос в одном из крупнейших центров идолопоклоннической культуры городе Харан, его сын Авраам еще в раннем детстве самостоятельно пришел к идее существования Единого Бога и однажды покинул родные края, чтобы поселиться в Земле Обетованной – той самой, которую обещал ему и его потомкам Бог.
Краткая биография
Тора довольно мало сообщает о жизни Тераха, несколько больше говорят о нем Талмуд и Мидраши.1
Известно, что Терах родился в 1878 году от сотворения мира (1883 г. до н.э.), он был потомком старшего сына Ноаха Шета в 8-м поколении.
Из Талмуда (Бава Батра, 91а) известно, что первой его женой стала Амтелаи бат Карнево.2 Когда Тераху было 70 лет, на свет появился их первенeц, которого назвали Аврамом.
Затем у Тераха родились еще два сына, Нахор3 и Аран.4 Надо сказать, что Аран родился не от Амтелаи, а от другой жены (Раши на Берешит, 20:12).
Терах жил в халдейском городе Ур, или Ур-Касдим, что значит «Ур халдейский» (юг Древней Месопотамии) – по крайней мере, так считают некоторые мудрецы. Однажды он отправился с семьей в землю Кнаан. Существует даже мнение, что Терах и его предки были родом из Кнаана. 5
К путешествию Тераха присоединились Аврам (позже Бог добавит к его имени букву hей, и он станет Авраам) с женой Сарай (от ее имени будет взята одна буква, и она станет Сара), а также Лот, сын Арана, младшего брата Аврама.
Кстати сказать, Лот был родным братом Сарай, и у них еще была сестра Милька. К этому времени их отца не было в живых, как уже говорилось, он погиб в огненной печи, брошенный туда по приказу Нимрода, царя Вавилона, за то, что поддержал идею Аврама об истинном Боге. Очевидно, это еще одна из причин, почему так горячо Аврам заботился о своем племяннике Лоте и сражался за него, как лев.
Но вернемся к Тераху. Судя по всему, так и не дойдя до Кнаана, по какой-то причине он решил возвратиться на родину.6 По пути они остановились в Харане7 и какое-то время даже там жили.
Следует сказать, что комментаторы Торы расходятся в мнениях, откуда был родом Терах. Часть из них считает, что из Харана, а не из Ур-Касдима или Кнаана, и что именно там родились его сыновья от Амтелаи. Затем семья переехала в Ур-Касдим, и, прожив там какое-то время, вернулась в Харан.8
Когда Тераху было 145 лет, по велению Всевышнего Аврам и Сара оставили свою родину, близких, дом отца и отправились в Кнаан. После этого момента Терах прожил еще 60 лет и скончался в 2083 году от сотворения мира (1678 до н.э.) в возрасте 205 лет. Аврааму тогда было 135, соответственно, его сыну Ицхаку 35 лет. Акедат Ицхак — через два года после смерти Тераха.
Терах и Нимрод
Еще глубже познакомиться с жизнью Тераха помогают нам Мидраши9.
Так, например, они рассказывают, что было время, когда Терах стал главнокомандующим войск Нимрода (видимо, от отца Авраам унаследовал незаурядный дар стратега и талант вести военные действия). Нимрод настолько высоко его ценил, что даже сделал высшим должностным лицом Вавилона. При этом Терах был всеми любим и уважаемым.
Следующий фрагмент из Мидраша рассказывает о рождении первенца Тераха Авраама.
В ночь рождения Аврама в доме его счастливых родителей собрались друзья и слуги, чтобы отпраздновать появление на свет первенца. А когда после пира гости вышли на улицу, их внимание привлекла сияющая на небе большая звезда. Она поднималась с востока и на своем пути поглотила 4 звезды, которые находились с разных сторон света. Свидетели этой необычного явления сделали вывод, что это особое знамение для новорожденного, которое говорит о том, что сын Тераха покорит землю и победит всех своих врагов.
Слухи о знамении этой ночи быстро докатились до Нимрода. Услышав о произошедшем, он вызвал Тераха во дворец и приказал отдать сына, намереваясь убить ребенка, который, возмужав, может превзойти его в славе. Предприимчивый Терах все же попытался смягчить негодование царя.
Очевидно, он говорил так:
— Ваше Величество, позвольте мне для начала рассказать, что еще случилось прошлой ночью. Некто пришел ко мне и предложил огромную сумму денег, чтобы я продал ему свою лучшую лошадь, которую Вы подарили мне из своей конюшни. Вы бы хотели, чтобы я согласился на сделку?
— Это было бы смешно, — ответил Нимрод. — Ты и так достаточно богат, и ничто не может заменить лошадь, которую я тебе подарил. К тому же лучше этой лошади нет на всей земле!
— Но, Ваше Величество, ведь это именно то, о чем Вы меня просите, — вкрадчиво произнес Терах. — Как деньги и сокровища, даже самые большие, могут заменить мне моего собственного ребенка, моего первенца?
В ярости Нимрод пригрозил ему:
— Если не принесешь мне сына, казню всю твою семью!
Терах давно и очень хорошо знал Нимрода и не был удивлен таким поворотом дела, поэтому заранее надежно спрятал Аврама вместе с его матерью и нянькой в пещере и раз в месяц передавал им еду. Там Аврам провел свои первые несколько лет жизни.
Идолопоклонник
Как уже упоминалось, Писание рассказывает, что Терах был идолопоклонником,10 и есть известный Мидраш,11 добавляющий интересные детали к этому аспекту его жизни.
Рассказывается, что Терах не только поклонялся идолам, но даже имел собственный бизнес по продаже истуканов. Однажды ему нужно было отправиться по делам, и он оставил в лавке вместо себя старшего сына. К тому времени Аврам уже был взрослым мужчиной (даже у его младшего брата Арана было уже трое детей), и отец не сомневался, что оставил свое дело в надежных руках. Однако вместо того, чтобы расхваливать покупателям идолов, Авраам отговаривал их от таких приобретений, объясняя, насколько бесполезно поклоняться бездушным статуям, созданным руками человека.
Недовольный тем, что на идолов в городе большой спрос, Авраам взял топор и разбил всех, что находились в лавке отца, не тронув только одного, самого большого. Затем, расположив уцелевшее изваяние посреди лавки, вложил в его руку топор.
То, что увидел Терах, когда вернулся, на несколько мгновений лишило его дара речи, но потом негодованию его не было предела. Однако Аврам был невозмутим и стоял на том, что это не он, а самый большой идол перебил всех остальных в борьбе за жертву, которую некая женщина принесла в магазин. Возмущенный Терах воскликнул, что такое невозможно, и в тот же момент понял, что таким образом сын хитростью заставил его признать бесполезность истуканов.
Слухи о произошедшем в лавке Тераха докатились до дворца Нимрода – таким образом царю стало известно, что Авраам все еще жив. И это еще его глумление над идолами, которых почитает весь народ… Нимрод немедленно приговорил его к смертной казни через сожжение.
При огромном стечении народа Авраама бросили в огненную печь, но произошло явное чудо – благодаря силе своей веры во Всевышнего он остался невредим и вышел из печи.
Между тем, его младший брат Аран, присутствовавший при казни, не такой решительный и смелый, не обладающий такой верой, как у Аврама, но очень любивший своего старшего брата, не мог решить, как поступить ему в этой ситуации, что предпринять. Увидев, что Авраам спасся из огня, он поспешил объявить, что разделяет взгляды своего брата: есть Всемогущий Бог и Он один!
В тот же момент его схватили и тоже бросили в печь. Но чудо на этот раз не произошло — Аран погиб.
Мидраш рассказывает, что Терах хорошо разбирался в астрологии, и знал, что Аран будет сожжен.12
Поздние годы жизни
Когда у Авраама родился Ицхак и его отлучили от груди, Терах отправился из Харана в землю Кнаан, чтобы отпраздновать этот великий день в семье старшего сына и наконец-то увидеть внука.13
Согласно одному из источников, в последние годы жизни Терах взял себе еще одну жену, которую звали Пелила, и у него снова родился сын, назвали его Цова.14
При том, что больше сотни, а может, и полутора сотен лет Терах поклонялся идолам, в конце концов, он все-таки раскаялся, признав тщетность своего прежнего образа жизни, и уверовал в Бога Авраама.15
Некоторые утверждают еще, что Терах был первым человеком, который стал чеканить монеты.16
Интересная личность, многогранная, безусловно, незаурядная.
Отец и сын
Тот факт, что великий праведник Авраам, ставший прародителем еврейского народа, появился в семье такого закоренелого идолопоклонника, как Терах, нередко озадачивает.17 Многие считают, что праведность и добродетель являются наследственными, и чтобы наверняка такими качествами обладать, нужно родиться у набожных и благочестивых родителей.
История Авраама учит нас, что это не обязательно должно быть так, и мы находим много примеров, когда праведные дети рождались у злодеев и наоборот, злодеи у праведных.
Наши души на самом деле частички Бога, и благодаря этому мы обладаем неограниченным потенциалом, независимо от внешних факторов. Это и есть причина того, что душа высокодуховного индивида может воплотиться в теле ребенка грубых и даже нечестивых родителей.18
Еще Каббала учит, что, чем выше источник души человека, тем ниже может этот человек пасть. Как объяснение приводится аналогия с разрушающейся стеной: камни, расположенные наверху, будут падать намного ниже того уровня, на котором находились.
Таким образом, тот факт, что Авраам был рожден в семье идолопоклонника и торговца идолами, свидетельствует о незаурядном величии его души.19 И с Терахом, в принципе, дело обстоит далеко не так уж плохо, если хорошенько подумать.
Сноски
- Если не указано иное, все подробности в этом разделе взяты из Берешит, 11:24–32.
- Бава Батра, 91a.
- Не путать с его дедушкой, которого звали так же.
- Раши на Талмуд, Сангедрин, 44б.
- См. Талмуд (Сангедрин, 69б), где сказано, что они родились именно в этом порядке
- Согласно другому мнению (см. Рамбан на Берешит, 11:28), Нахор еще до Авраама и Тераха перебрался в Харан.
- Не путать с Араном, сыном Тераха. В оригинальном ивритском тексте эти два слова, имя и название города, пишутся по-разному: имя Аран пишется с буквы хей — הרן, а город Харан с буквы хет — חרן.
- Рамбан на Берешит, 11:28. Смотри также Гвурот Ашем, гл. 5, где приводится другое мнение.
- Подробности этого раздела взяты из Седер а-Дорот, 1948 г. (цит. Сефер а-Яшар).
- Йеошуа, 24:2.
- Если не указано иное, подробности этого раздела взяты из Берешит Раба, 38:13.
- Ялкут Шимони,
- Седер а-Дорот, 2050 г. от сотворения мира (цит. Сефер а-Яшар).
- Седер а-Дорот, 2075 г. от сотворения мира (цит. Сефер а-Яшар).
- Раши на Берешит, 15:15.
- Седер а-Дорот, 1878 г. (цит. Шалшелет а-Каббала и Цемах Давид).
- См. Бемидбар Раба, 19:1.
- Тания, конец гл. 2.
- Ор а-Тора: Невиим у-Ктувим, т. 1, с. 657.