По законам Моим ходите и заповеди Мои исполняйте (Ваикра, 26,3)
Одним из достоинств Торы является то, что она занимает весь мир человеческих мыслей и не оставляет места для недостойных раздумий и помышлений.
Основание этому мы видим в словах Рамбама (Исурей биа, 21, 19), который пишет, что если придет к человеку дурное размышление, «да отведет он свое сердце от вещей пустых и глупых к словам Торы, возлюбленной красавицы».
Там же, в главе 22, он пишет, что «лучший способ спастись от развратных мыслей – направить себя и свои мысли к словам Торы и увеличить понимание ее мудрости, ибо мысли о разврате могут посетить лишь сердце, в котором нет мудрости».
Основываясь на этом, мы можем понять Гмару в трактате «Кидушин» (30 б), комментирующую слово «весамтем» (и возложите) из пасука «И возложите эти слова на ваши сердца». Гмара трактует это слово как состоящее из двух: «сам» (снадобье) и «там» (полноценный), то есть «идеальное лекарство». Тора – наилучшее лекарство против дурного побуждения. Гмара приводит притчу о человеке, который нанес сыну рану, но наложил на нее повязку, сказав: «Сын мой, пока эта повязка на ране, ешь и пей в свое удовольствие, и купайся хоть в горячей, хоть в холодной воде, и не опасайся, что какая-либо вещь может тебе навредить. Но если снимешь повязку, то рана загноится». Говорит Гмара: «Так Святой, Благословен Он, сказал Израилю: дети мои, Я сотворил дурное побуждение, и сотворил лекарство от него – Тору, если вы заняты Торой – не будете преданы в его руки». На первый взгляд, слова «все время пока повязка на ране, ешь и пей, что тебе нравится, купайся хоть в горячем, хоть в холодном» непонятны, ведь повязка – это притча на Тору. Разве человеку, занимающемуся Торой, позволено погрузиться в материальные удовольствия? Наши мудрецы учили нас совершенно противоположному: мудрец Торы должен отдаляться от погони за низменными материальными удовольствиями. Так пишет и Рамбам (Законы мировоззрения ,5, 1): «Так же, как мудрец отличается от прочего народа мудростью и пониманием, он должен отличаться своими поступками, кушаньями и напитками… и будут все эти его дела наиболее приятны и исправны. И как же? Мудрец не будет обжорой, но будет есть пищу, подходящую его телу…, и не будет стремиться набить живот, как те, что наполняют себя едой и питьем, пока не распухнет их брюхо». Из слов Гмары (трактат Санедрин 26 б) выясняется, что Шевна аСофер потерял звание мудреца из-за того, что гнался за удовольствиями (Маарша, там же), а в трактате Брахот (63 б) сказано, что слова Торы осуществляются только в том, кто умерщвляет себя ради нее (т.е. отказывается от материальных удовольствий).
Конечно же, Гмара не имеет в виду, что изучающему Тору разрешено погрузиться в материальные удовольствия. Гемара имеет в виду использование материальных желаний для служения Благословенному, и это имели в виду наши мудрецы в трактате Брахот (54 б), говоря, что нужно любить Творца также и дурным побуждением. Ибо когда все помыслы человека направлены к святости, тогда и его материальные действия всегда последуют за мыслями, и не примешаются к его делам чуждые намерения.
Из этого мы можем понять разъяснение Виленского Гаона на слова наших учителей в трактате Бава Батра (58 б): «Во главе всех болезней – я, кровь, а во главе всех исцелений – я, вино». Объясняет Гаон: кровь – это намек на страсти, ибо в крови находится животная душа (нефеш), которой свойственны страстные желания, материальные вожделения – источник всех духовных заболеваний. Глава же всех душевных исцелений – Тора, которая уподобляется вину. И продолжает он: «тот, кто не изучает Тору самоотверженно, нуждается в усердной работе над исправлением качеств личности и своего поведения, но тот, кто самоотверженно изучает Тору, не нуждается в этом, а лишь в занятии Торой и страхе перед Небесами весь день» (несомненно, не имеется в виду, что он не нуждается совершенно в работе над исправлением духовных качеств, имеется в виду, что ему нет необходимости заниматься этим настолько усердно). Причина заключается в том, что когда мысли человека погружены в святость, дурное побуждение не имеет над ним власти.
И здесь важно добавить, что также и к тому, кто не свободен для длительных занятий Торой, относится исцеление Торой в определенной мере. Если человек относится к занятиям Торой серьезно, и она важна в его глазах, она существенно повлияет на процесс мышления и, соответственно, на его поведение, даже если человек не учит ее длительное время.