Стих в книге Иов гласит: «Вот, страх перед Б-гом – это мудрость». Слово «вот» в источнике обозначается арамейским словом «ен» (הן). Почему стих отступил от святого языка, на котором написана вся книга, и написал употребил слово на арамейском языке?
Дело в том, что на древнегреческом языке слово «ен» обозначает «один». В этом наши мудрецы видели намек на следующее утверждение: единственная (истинная) мудрость – это трепет перед Творцом.
Это утверждение наших мудрецов требует прояснения: неужели, действительно, нет дополнительных мудростей?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем следующую вымышленную историю:
Один молодой, подающий надежды менеджер «вытянул счастливый билет» – он обошел всех соперников и выиграл вакантную должность Генерального директора огромного завода.
Через месяц Хозяин попросил его поделиться своими первыми впечатлениями. Воодушевленный Директор принялся рассказывать о своих впечатлениях от… Кабинета, компьютера, телефона и машины.
Разгневанный Хозяин спросил: «Неужели ты не понял, что все эти замечательные вещи – это всего лишь инструмент в твоих руках для того, чтобы наладить работу огромного завода?»
Есть две основные цели, которые человек преследует, изучая, какие-то явления или законы: 1) собственная выгода – он изучает, каким образом он лучше всего сможет извлечь из тех или иных вещей и явлений выгоду и удовольствия для себя, 2) любопытство – человеку интересно познать те или иные явления. Однако какая важность и ценность во всех этих исследованиях, если он игнорирует свою главную задачу в этом мире, для которой Творец его привел сюда? Такой человек подобен тому, кто сосредоточен лишь на обустройстве своего кабинета и любовании инструментом.
Когда же у человека есть трепет перед Творцом, и он изучает Его волю и Его величие, задумываясь о сказанном в Торе или изучая окружающий его мир, эти познания и учения считаются большой мудростью.