Духовная энергия Сукки исходит из приглашения семи великих лидеров Израиля принять участие в том, чтобы на нашей земле воссиял свет Торы
Что такое Ган Эден? Это место, где достойные души, оставив этот мир, наслаждаются светом Б-жественного присутствия, ибо они ждут, когда смогут войти в мир после прихода Машиаха (Талмуд — Шабат 152b, Дерех Ашем 1:3:11).
Зоѓар, самая главная книга еврейской духовности, объясняет:
Сукка порождает невероятно интенсивную концентрацию духовной энергии, так что Б-жественное присутствие в ней становится такой же явью, как и в Ган Эдене.
Во время праздника Суккот души семи главных духовных вождей Израиля — Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Йосефа и царя Давида — фактически оставляют Ган Эден, дабы принять участие в распространении небесного света на земле (Зоѓар, — Эмор 103а).
В течение семидневного праздника Суккот присутствуют все семь праведных душ, и каждый поочерёдно возглавляет наступивший день. В совокупности эти необычные гости известны под общим названием «ушпизин», что в переводе с арамейского и означает — «гости». Чтобы «пригласить» этих именитых гостей, многие евреи читают особенное, развернутое приглашение перед тем, как входят впервые в сукку. Кроме того, многие чествуют ушпизин всякий раз перед принятием пищи в сукке. Некоторые сефарды выделяют особое, красиво украшенное кресло для таких случаев: оно покрывается изящной тканью и святыми книгами.
Семь святых лидеров еврейского народа
Если углубиться в эту тему, можно обнаружить, что ушпизин вписываются в повторяющуюся тему еврейской философии: время движется по витку спирали, а история направляется к своей конечной цели (Дерех Ашем 4:7:2).
Царь Давид пишет: «Тысяча лет в Твоих глазах как один день» (Теѓилим 90:4). Каждый день праздника Суккот соответствует одному из семи дней недели Творения и каждому из семи тысячелетий человеческой истории, начиная с Адама и заканчивая эрой Машиаха (Талмуд — Санѓедрин 97а, Дерех Ашем 1:3:9). В сопровождении этих семи духовных вождей, Суккот становится особенным праздником, представляющим идею совершенства мира глазами еврейского народа и его истории, воплощенную благодаря всеобщей коллективной работе (Сфат Эмет).
Священные еврейские тексты объясняют, что семь ушпизин соответствуют фундаментальному духовному пути (сфира), через который проходит мир, с метафизической точки зрения, с помощью чего он вдохновляется и совершенствуется (Дерех Ашем 3:2:5; Зоѓар Хадаш, Толдот 26с; Зоѓар 2:256а). Как говорит Талмуд: «При помощи мерной чаши, которой человек измеряет емкости, такой же чашей измерено для него и [духовное влияние] (Сота, 8б).
Накорми голодного…
Помимо духовных вопросов, основной упор иудаизма сосредоточен на поступках человека. Зоѓар (Эмор 103а) объясняет это так: «Нужно радоваться возможности помочь бедным, и ту часть, которую мы отводим для желанных гостей (ушпизин), необходимо направить на помощь нуждающимся. Ибо, если человек сидит в сукке (в «тени веры») и приглашает почетных гостей, но не даёт свою долю [бедным], он сам удаляется от них…
Нельзя говорить: «Сначала я доставлю себе еду и питьё, а остатки раздам бедным». Сначала нужно отвести долю для гостей. Если кто-то веселит сердца своих гостей и удовлетворяет всем их желаниям, Б-г благоволит такому человеку. Блага от Авраама, Ицхака, Яакова и других проливаются над ним изобильным дождём…»
Маймонид расценивает это служение как религиозное обязательство: «Пока человек есть и пьёт, он обязан накормить странника, сироту и вдову вместе с другими несчастными бедными. [Тому, кто этого не делает,] не мицва приносит удовлетворение, а его живот» (Закон Йом Тов 6:18).
Пусть святые гости ушпизин вдохновляют вас на исполнение заповедей и радость праздника Суккот в самом полном объёме, и да примет ваша душа наслаждение и возвысится, дабы возвысить и весь окружающий нас мир!