Притча о Бааль Шем Тове
Из Мидраш Раба (75:7):
Однажды случилось так, что лев, царь зверей, разозлился на своих подданных. Тогда животные устроили собрание, чтобы решить, кто из них пойдет, чтобы успокоить царя.
Первым же вызвался лис. «У меня есть 300 мудрейших притч, — сказал он, — одна из них наверняка успокоит льва».
Звери с энтузиазмом поддержали его кандидатуру и решили сопроводить лиса до места назначения.
В середине пути лис вдруг резко остановился. «Что случилось?» — спросили его животные.
Лис ответил грустным голосом: «Я забыл первую сотню своих притч».
Звери попытались успокоить лиса: «Но это ведь только сто из них! У тебя есть еще целых двести. Конечно же, царю, чтобы успокоиться, будет достаточно двухсот мудрых притч!»
И они продолжили свой путь. Но когда уже стал виден царский дворец, лис снова остановился. «Что случилось?» — спросили животные.
Лис всхлипнул: «Я забыл еще сотню!»
«Но ведь это только двести, — снова вступились звери, — а у тебя есть еще сто в запасе. Разве царю не хватит ста притч?»
И животные пошли дальше. Они вошли во дворец и уже стояли перед входом в тронный зал, собираясь войти ко льву, как лис покачал головой. «Что случилось?» — снова спросили звери.
Лис ответил: «Я забыл все притчи!»
«Все-все?! Что же мы теперь будем делать?!»
«Теперь, — сказал лис, — каждый из нас должен сам войти к царю и попросить за себя».
Когда Баал Шем Тов рассказывал эту притчу, он объяснял, что лис с самого начала не собирался рассказывать свои 300 притч. Это была только уловка, чтобы привести всех зверей к царю, и тогда каждый мог бы лично с ним объясниться.
Как считал Баал Шем Тов, лис отлично справился со своей задачей.
Так же происходит и с праведниками, который молятся от нашего имени, с канторами, которые вдохновляют нас своими напевами во время праздничных молитв, да и с любым настоящим наставником, который берется нас по жизни направлять. Они поведут нас за собой, но приведут только к двери тронного зала. Остальное зависит от нас самих. Мы и только мы должны самостоятельно выстроить свои личные отношения с Создателем всего живого.
Затем Баал Шем Тов произносил еще одну притчу:
Когда-то два царя вели войну друг с другом. Один из них был чрезвычайно могущественным и имел в распоряжении армию доблестных рыцарей, настоящих героев сражений, умелых в военном искусстве и владеющих многими смертоносными видами оружия.
Другой царь тоже хотел найти столь отважных героев для своей армии. Он искал по всему королевству, но его поиски не увенчались успехом. Никто не обладал хотя бы похожими навыками и не знал, как их приобрести, а лучшие кузнецы страны даже представить себе не могли, как выковать оружие, которым владела вражеская армия.
Наконец, этот царь сказал своему народу: «Что ж… Как вы знаете, у нас нет никакого оружия, кроме того, которое вы сейчас держите в своих руках, и нет героев, на которых можно положиться, кроме нас самих».
И с этими словами все стоящие перед ним люди стали героями…
Так же и с праведниками. Они могут показать нам правильный путь. Они могут даже держать нас за руку и привести на поле битвы. Но мы сами должны быть героями и бороться за свою победу.
Кетер Симан Тов, симан 35. 133.