«Да не будет ссоры между мной и тобой» (Берешит, 13:8).
Рассказывает рав Зильберштейн.
Есть удивительная история о раве Шмуэля Элиэзере Эйделсе (Маарша), которую я люблю рассказывать каждый раз, как иду преподавать в классе, где начинают изучать Гмару. Все удивляются, чем рав Эйделс удостоился того, что нет ни одного издания Талмуда в мире, в котором отсутствовал бы его комментарий. Послушайте же рассказ о том, чем он готов был пожертвовать ради Творца и Торы, чтобы утвердить мир в народе Израиля.
В начале своего пути он преподавал в ешиве, где были сотни учеников. Ее содержала на свои деньги его теща Эйдель до самой своей смерти. Когда она отошла в мир иной, открыли ее завещание, и оказалось, что денег осталось всего на месяц. Пришлось раву Шмуэлю Эйдельсу искать себе место в раввинате, чтобы обеспечить себя и свою ешиву. В ту пору самый почетный раввинат заседал в городе Острог, и с ним были связаны 280 населенных пунктов с солидными еврейскими общинами. Маарша занял должность в этой важной организации. Спустя несколько лет после его назначения, разгорелся спор между раби Меиром из Люблина, который содержал там ешиву, и раби Шимоном Зеэвом, также стоявшим во главе своей ешивы. В итоге их разногласие выросло настолько, что подключились их ученики, а потом и весь город превратился в бурлящий котел. В результате оба раввина решили уйти со своих должностей, чтобы прекратить раздоры, начавшиеся в городе. Члены общины, оставшиеся без руководителей, обратились к Маарша с просьбой оставить свой пост в раввинате Острога и прийти к ним в Люблин. Никто не ждал, что он согласится, однако рав Шмуэль Эйделс действительно откликнулся на предложение. На первое же его выступление в шаббат собрались все жители города, и новый раввин начал с того, что поставил перед общиной два вопроса: «Во-первых, как вы могли позвать меня сюда? Вы ведь знаете, что в Остроге раввинат гораздо больше, и зарплата там выше. А второй вопрос: почему я согласился прийти к вам? На второй вопрос мне ответить нетрудно. Если в вашей общине в Люблине есть двое таких людей, как раби Меир и раби Шимон Зеэв, то мне уже достаточно этого, чтобы быть вашим раввином. Но чего я до сих пор понять не могу, это как вы решились позвать меня?»
И Маарша еще долго говорил о важности раввинской должности, после чего завершил выступление. На следующий день он вновь собрал жителей города и сказал им следующее: «Как раввин города я постановляю вам на основании закона Торы: раби Меир вернется на свой пост раввина и главы ешивы в Люблине, а раби Шимон Зеэв отправится занять должность в Праге. Что же касается меня… я возвращаюсь в Острог».
Все так и произошло, и с тех пор в городе воцарился мир.
Из этой истории можно выучить, – закончил рав Зильберштейн, – сколько человек должен быть готов отдать ради Творца и ради мира в народе Израиля. Ведь ясно, что после того, как рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин. Он сделал это, только чтобы примирить враждующие стороны и утвердить мир в этом городе. И если рав отказывается от личных почестей и своей должности ради Творца и Торы, это уже достаточная причина для того, чтобы размещать его комментарии в каждом издании Талмуда.