Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Что же важнее: образ или суть?

В первую очередь, лидер должен чувствовать своих людей. На протяжении многих лет руководства еврейским народом Моше Рабейну демонстрировал глубокое понимание их нужд и, несмотря ни на что, высочайший уровень терпения.

Но один из немногих моментов взаимодействия с евреями, когда самообладание Моше оказалось под угрозой и он даже умолял Бога назначить на его место другого лидера, — это тот случай, когда сыны Израиля жаловались на ман. Тогда Моше обратился к Богу: «Если ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня, если я удостоился милости в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего!».1

По сравнению с разнообразной египетской кухней («огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок»,2 о которых с такой ностальгией вспоминали евреи) в пустыне оказалось, что «нет ничего, кроме мана»3 – специфической бесформенной субстанции, которой, пожалуй, очень недоставало визуальной привлекательности.

Эта жалоба была довольно странной. Во-первых, как мы помним, в Египте евреи долгие годы были рабами, а потому их меню было весьма ограничено: что хозяева им давали, то они и ели. А во-вторых, наши мудрецы рассказывают, что ман, ставший настоящим Божественным подарком для евреев, мог принимать любой вкус в зависимости от желания человека,4 что представляло широчайший простор для фантазии и могло удовлетворить потребности даже самых настоящих гурманов. Итак, в чем же именно заключалась проблема?

Смотри не на кувшин, а на его содержимое

Можно предположить, что на самом деле жалоба евреев касалась не вкуса мана, а скорее его формы. Во время своего пребывания в Египте еврейский народ привык к более поверхностному существованию, которому присуще уделять больше внимания внешнему образу, чем сущности.

Однако теперь, когда поверхностное общество Египта осталось далеко позади вместе со своим воспеванием физического, а впереди был ориентир лишь на наибольшую духовность, Всевышний поддерживал еврейский народ на его пути к совершенствованию. Он пытался научить их, что основной акцент необходимо ставить именно то, что находится внутри, как говорил об этом раби Меир: «Смотри не на [сам] кувшин, а на его содержимое: бывает, что новый сосуд полон старого [вина], и [бывает], что в старом [кувшине] даже и молодого [вина] нет».5

В каком-то плане многие из нас могут даже понять такую претензию сынов Израиля — внешний вид еды довольно сильно влияет на ее аппетитность. Однако, сосредотачиваясь только на красивой картинке и забывая о том, что ман был подарком Бога, мы теряем весь смысл урока Всемогущего. Потакая своему животному началу, люди продолжали мечтать о наслаждении от вида изысканной пищи.

В книге Мишлей царь Шломо пишет: «Обманчива прелесть и тщетна красота — лишь женщина, боящаяся Господа, достойна похвал».6 Шломо, один из мудрейших когда-либо живших в мире людей,7 весьма проницательно отмечает, что внутренняя целостность и уверенность превосходят мимолетную и преходящую внешнюю красоту. Когда поколение пустыни беспокоится лишь о том, насколько красивой выглядит их еда, они перестают наслаждаться ее вкусом и даже постепенно начинают испытывать к ману определенную долю отвращения.

Без должной внутренней подготовки нет внешней красоты

Несомненно, человеку во многом важна как подача пищи, так и ее вкус. Но прежде, чем беспокоиться о физической конструкции на своей тарелке, если уж мы заботимся о том, чтобы приготовленная еда была вкусной и питательной, ее нужно хорошо обработать, используя соответствующие ингредиенты и методы.

Точно так же в самих людях имеет ценность как внутренняя суть, так и их внешний вид, но приоритет всегда должен оставаться на стороне совершенствования не внешности, а характера. Однако в наше время происходит все то же самое, что много лет назад: люди куда больше заботятся о том, как другие воспринимают их внешность, чем о том, что происходит глубоко внутри них.

В древние времена среди египетской элиты существовала практика хоронить умерших в персональных пирамидах вместе с их многочисленными сокровищами и ценностями — и это вместо того, чтобы передавать эти ресурсы для использования следующему поколению. Такой распространенный обычай лишь подчеркивает понимание того, что даже в том, что касается смерти, египтяне отдавали предпочтение внешнему.

И это та культура, в которой родилось первое поколение пустыни! Разве же подобное могло не повлиять на стремление людей к поверхностности и внешнему виду?

Но теперь, когда евреи вышли из Египта и отправились в странствие по пустыне, Бог помогал этому молодому народу — людям, которые сделали собственный выбор и шагнули в сторону правильных ценностей — восстановить себя изнутри. И с помощью мана, который олицетворяет внутреннее великодушие Всевышнего и демонстрирует полное отсутствие внешней красоты, Бог учит еврейский народ истинной ценности внутреннего “вкуса” и его значимости, в отличие от бессмысленной и временной привлекательности внешней оболочки.

Сноски

  1. Бемидбар, 11:15.
  2. Бемидбар, 11:5.
  3. Бемидбар, 11:6.
  4. Шмот Раба,5:9.
  5. Мишна, Трактат Авот, 4:20.
  6. Мишлей, 31:30.
  7. Млахим I, 5:10.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому