В сущности, она была классической антисемиткой. Еще была хитра, очень честолюбива, какими-то знаниями действительно обладала, но больше фантазировала, в чем-то порой бывала прозорлива и находчива. Однако без добра все не к добру!
Замысел уничтожить весь еврейский народ и повесить Мордехая на высоченной виселице – это ее с Аманом единодушное желание, которое вроде бы уже вот-вот могло осуществиться. К счастью, нам прекрасно известно, что все их планы в конце концов обернулись против них самих. И каждый Пурим после чтения Мегилат Эстер мы поем песню Шошанат Яаков, в которой поминаем и ее: «Проклята Зереш, жена моего устрашителя!».
Кто она такая?
Зереш дважды упоминается в Свитке Эстер: она что-то советует своему мужу или почти пророчит. В первом случае это она предлагает Аману избавиться от Мордехая, повесив его на виселице высотой 50 локтей.1 А во втором — предрекает ему, что в сложившихся обстоятельствах он не сможет победить Мордехая и вместо этого позорно падет.2
Просматривая классические источники, где можно найти какую-то информацию о ее личности, мы постарались собрать воедино те крупицы знаний, которые еще сохранились.
Ее отцом был Татенай, «правитель за рекой»,3 о котором упоминается в Книге Эзры. Этот человек пытался остановить строительство Иерусалимского Храма,4 но, к счастью, безуспешно.
В первой главе Свитка Эстер, когда царица Вашти отказывается выполнить приказ своего пьяного мужа и явиться к нему на пир (согласно мнениям комментаторов, желая похвастаться ее физическим совершенством, он требовал, чтобы она пришла обнаженной), обиженный Ахашверош спрашивает своих мудрецов, как с ней за это поступить. На что некий Мемухан советует ему избавиться от непокорной жены и найти себе другую, еще лучше.
Согласно многим комментаторам, Мемухан — это другое имя Амана,5 который хотел отомстить Вашти за то, что она не пригласила его жену Зереш на свой пир для женщин, который происходил одновременно с пиром Ахашвероша.6
Ее совет
Ряд источников описывают Зереш как женщину, владевшую всякого рода знаниями, включая даже секреты колдовства.7
Согласно Мидрашу, у Амана было 365 советников, однако совет Зереш, который он получил относительно своего заклятого врага, он счел лучшим. Это она придумала способ убить Мордехая, повесив его, который тогда никто еще не испробовал в отношении евреев, и подробно объяснила мужу свою идею, которую, очевидно, давно вынашивала:8
«Ты должен помнить, что Мордехай — еврей. Если захочешь убить его мечом, вспомни, что фараон пытался обезглавить Моше и потерпел неудачу. Если захочешь побить его камнями, вспомни, как одним маленьким камешком Давид убил Голиафа. Если захочешь его утопить, вспомни, как перед сынами Израиля Бог разделил море. А если захочешь изгнать его в пустыню, вспомни, что евреи скитались по пустыне сорок лет и при этом процветали.
Йосеф был освобожден после 12 лет заключения в тюрьме и стал наместником Египта. Ханания, Мишаэль и Азария вышли живыми из огненной печи, а Даниэля даже не тронули голодные львы. Не пытайся и ослепить его: вспомни, сколько людей убил Шимшон, будучи слепым. У тебя остался один-единственный способ, который еще не был испытан — повесить Мордехая на дереве».
Не удовлетворившись одним этим советом, Зереш отправилась с мужем на поиски самого высокого дерева в Шушане, которое, кстати, оказалось очень непростым экземпляром — бревном, сохранившемся от ковчега Ноаха.9
Как рассказывается в Свитке Эстер, найдя его, Аман тотчас поспешил в царский дворец, чтобы обсудить с Ахашверошем свои планы повесить на нем Мордехая. Однако вследствие удивительного поворота событий, срежиссированного Всевышним, вскоре он уже вел по улицам столицы под уздцы царского коня, на котором восседал Мордехай, облаченный в царскую мантию, и возвещал: «Такого заслуживает человек, которого царь желает почтить!»
Униженный до предела, Аман возвращается домой и слышит от своей любимой жены: «Поскольку Мордехай, перед которым уже началось твое падение, еврей, ты не сможешь против него устоять — падение продолжится и обернется твоим концом!»10
Наследие Зереш
О конце ее жизни Писание умалчивает. Комментаторы11 рассказывают, что после того, как Аман был повешен на дереве, приготовленном для Мордехая, спустя время были убиты еще 10 из множества его сыновей, а Зереш с позором бежала с оставшимися из них. В конце концов, чтобы выжить, они были вынуждены ходить от дома к дому и попрошайничать.
Интересно, что в некоторых средневековых общинах было принято топать ногами и шуметь, когда в процессе чтения упоминалось имя Зереш — точно так же, как мы делаем это сегодня, слыша имя ее нечестивого мужа Амана.12
В своем труде Мехир Яин рабби Моше Иссерлес (известный как Рама, 1530–1572) описывает Зереш как воплощение множественных заблуждений. Такие знания и фантазии только отвлекают человека от поистине достойных занятий.
Сноски
- Мегилат Эстер, 5:14.
- Мегилат Эстер, 6:13.
- Таргум Йонатан на Мегилат Эстер, 5:10.
- Эзра, 5:3.
- Талмуд, Мегила, 12б.
- Агадат Эстер, 1:16.
- Цит. в Шаар а-Каванот рабби Хаима Виталя.
- Эта речь приведена в Агадат Эстер, 5:14, Эстер Раба, 9, и Ялкут Шимони, 6:1057 с небольшими отличиями.
- Агадат Эстер, там же. Обратите внимание, что в Ялкут Шимони, Эстер, 6:1056, мы читаем, что выбранный ствол на самом деле был реликвией из ковчега Ноаха.
- Мегилат Эстер, 6:13.
- Таргум на Мегилат Эстер, 9:14.
- Шиболей Алекет.