Сказано в Пиркей Авот (3:10):
О том, кто идет по дороге и размышляет о Торе, но прерывает учение, чтобы сказать: «Как прекрасно это дерево! Как прекрасно это поле!», Тора говорит, что он как будто обрекает себя на смерть.
И похожим образом сказано (Авода Зара 3а):
«Всякого, кто прерывает слова Торы, чтобы вести праздную беседу, будут кормить горящими углями (в Геиноме), как сказано: “Срывают листья с куста (слово сиах означает и “куст”, и “беседа”), хлеб их – корень растений ротем” (ретамим – название растений и также “пылающие угли”)”».
И так переводит этот стих Таргум: «Тот, кто убирает слова Торы из сердца, чтобы говорить праздные слова». И сказано (Йома 19б): «Тот, кто ведет праздную беседу, нарушает предписывающую заповедь, как сказано: “И говори их (слова Торы)”, а не другие слова».
А наш учитель рабену Хананель разъясняет там: «Тот, кто прерывается во время изучения Торы и ведет праздную беседу, нарушает предписывающую заповедь, как сказано: “И говори их”». Ты можешь прервать учебу ради слов Торы, например, чтобы прочесть “Шма Исраэль”, но не ради других слов. Смотри там.
У одного благочестивого человека был обычай в субботу читать всю книгу «Теилим», после чего он ложился днем отдыхать. Однажды, когда он читал псалмы, к нему пришли гости и захотели с ним побеседовать. Он прерывал чтение, чтобы отвечать на их вопросы, и иногда это получалось посредине стиха, на трети или на четверти. А затем, пока он всё еще читал псалмы, его чем-то разозлили. Он очень рассердился, закончил чтение и отправился спать. Ему приснился сон, как будто к нему пришли два ангела, обернутые в белые одежды, и встали справа от него. Затем вошли два ангела, одетые в черное, и встали слева от него. В руках ангелов, стоявших справа, была книга «Теилим». Они раскрыли ее и сказали: «Посмотри на псалмы, которые ты читал сегодня». Он посмотрел, и у него потемнело в глазах: все праздные беседы, которые он вел во время чтения псалмов, перемешались со стихами книги настолько, что в некоторых местах это выглядело как проклятья или стих вообще терял всякий смысл. А в некоторых местах книги был знак идола (это было, когда он злился, ведь тот, кто злится, как будто служит идолам), и тот человек чрезвычайно перепугался.
Ангелы спросили его: «Ты хочешь, чтобы твое сегодняшнее чтение книги «Теилим» было вознесено к Б-гу?!» Он ответил: «Нет, что вы! Всё это чтение следует спрятать!» Но тут одетые в черное ангелы, стоявшие слева от него, выхватили книгу у белых ангелов и побежали показывать ее небесному окружению Творца. А тот человек «закричал громко и горько» и стал умолять их вернуть книгу, но они не желали слушать, а спешили передать книгу высшим ангелам.
Тут этот человек проснулся в страхе. Очень сожалея о происшедшем, он обратился к великому и святому раввину, всё ему рассказал и спросил, как исправить содеянное. Раввин сказал ему: «Ты совершил глупость. Ведь тебе следовало помнить слова мудрецов: “Всякого, кто прерывает слова Торы, чтобы вести праздную беседу, будут кормить горящими углями” (Авода Зара, 3а). Но поскольку ты сожалеешь об этом, встань на ноги и пообещай перед Творцом, что впредь не будешь прерывать учебу и чтение псалмов. Скажи трижды: “я сожалею”, в знак того, что ты действительно раскаиваешься». Тот человек сделал всё, как велел ему раввин, и вернулся домой. В ночь на исходе субботы ему снова приснился сон: облаченные в белое ангелы, которые стояли справа от него, погнались за ангелами, облаченными в черное, отобрали у них книгу и спрятали. Он проснулся и обрадовался тому, что его раскаяние было принято. Отсюда можно выучить, насколько плохо перемешивать святое с обыденным, прерывая учебу ради праздной беседы. Это будет «заповедь, выполненная через прегрешение». Счастлив тот, кто примет это к сведению.