Цдака (Благотворительность) — это печать еврейской традиции; она выполняется безвозмездно
Социальное благополучие — идея о восполнении нужд бедных и нуждающихся — сегодня, как никогда, динамично развивается во всём мире. В древние времена, а во многих (не западных) обществах и по сей день, семья является основным источником экономической поддержки, а дети — единственной защитой. К тому же воспитание в духе «кнута без пряника» положило на алтарь многие ценности человеческого развития и существования.
В 16 веке в Англии «Законы о Бедных» предусматривали жестокое «наказание для нищих и попрошаек: их клеймили римской цифрой »V». Нищих отдавали в рабство тем, кто решился взять несчастных на своё попечение: кормить хлебом, не давать мяса и поить. Если же кто-то пытался бежать в первый год своего пленения, — тогда беглеца оставляли рабом на всю оставшуюся жизнь; при попытке убежать повторно, пленник приговаривался к смерти, как особо опасный преступник».
Даже в ХХ веке было очень модно придерживаться теории «социального дарвинизма» — доктрины о естественном отборе в человеческом обществе. Предполагалось, что эволюционный прогресс должен распространяться и на общественную сферу: как правило, социально слабые члены общества «валяются у дороги, в то время как сильные мира сего куют счастливое будущее». Такова была точка зрения выдающегося философа того времени А. Г. Уорнера, выступавшего за «кастрацию и постоянную изоляцию от общества тех, кто казался абсолютно не способным к общественной жизни».
Еврейский подход к бедности не имеет ничего общего с такой методикой. Неравнодушие и сострадание к нуждам других выражается в активном участии евреев в жизни общества, ибо это печать еврейской традиции.
В мидраше сказано:
«Цдака (благотворительность) спалá, но Авраам разбудил её. Как он это сделал? Он разбил большой шатёр с четырьмя входами с разных сторон света, дабы принимать путников отовсюду» (Шохер Тов 110)
Любовь к щедрости не заканчивается на Аврааме; он вложил её в сердца современного ему поколения своим глубоким альтруизмом. В «Истории евреев» Пауль Джонсон пишет: «Со времён Храма, купа, цдака, или ящик для пожертвований («касса взаимопомощи»), всегда был становой жилой благополучия, еврейского благосостояния в общине».
В еврейской общине её лидеры несут ответственность за нужды бедных. Вот как писал об этом Маймонид 800 лет назад: «Мы никогда не слышали о еврейской общине, в которой не было бы купы».
Так происходит и поныне: мириады специальных фондов, отвечающих за пропитание, одежду, образование, расходы на бракосочетание, медицинское лечение и прочие нужды практикуются в еврейском мире как само собой разумеющиеся. За последние 50 лет разрослись кампании в поддержку государства Израиль. Евреи из разных стран установили рекорд щедрости, которому нет подобия. Наша повсеместная благотворительная деятельность — это органично функционирующая еврейская традиция.
Три вида благотворительности в еврейской традиции
Вам не нужно обладать большими запасами денег, чтобы быть дающими. Классическая работа по еврейской этике «Ступени праведности» раскрывает для нас три главные категории щедрости:
— Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся в виде денег;
— Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся как физической силы;
— Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся в форме мудрости.
Оказание помощи физической силой проявляется в помощи тем людям, чьих усилий недостаточно, чтобы совершить то или иное действие; мы должны охотно приходить к ним на помощь. В нашей жизни всегда есть возможность проявить доброту: будь то радость брачных уз жениха и невесты, посещение страждущих или помощь в организации похорон усопшего. Наша ежедневная земная жизнь преисполнена множеством разнообразных возможностей проявить сострадание и благотворительность по отношению к другим; они могут принимать самый разносторонний облик, от самого простого — сварить кофе для друга — до открыть дверь прохожему и принять его в своем доме.
Возможности безграничны, но многие из них иногда уже упущены. Один студент рассказал историю о том, как он вошёл в класс и увидел, что в аудитории уже нет свободных стульев. Он вышел из класса и вернулся, держа в руках стул, чтобы сесть на него. Его учитель, выдающийся знаток Торы последнего столетия, рав Шрага Менделович, удивился его поступку: «Шлеппер!» — воскликнул он, использовав слово на идиш, одно из значений которого характеризуют растяпу, то есть того, кто безумно тащит на себе тяжести, подобно вьючному животному, но при этом ни о чем не задумывается.
Юноша попятился назад от неожиданности. Рав Менделович пояснил ему, когда кто-то заботится только о своих собственных нуждах, он ни кто иной, как шлеппер. Если бы он потрудился подумать о других, то захватил бы с собой второй стул, и тогда его усилия были бы восприняты как настоящее благородство.
Третья категория — это мудрость. Разделять с кем-то свои знания и понимать потребности других — это добродетель широкой души, весьма важная в еврейской традиции. Наибольшее распространение в связи с этим получило преподавание; при этом вы не обязаны, стоя у доски, говорить обо всём, что знаете.
Давать совет — совершенно иной подход. Он практикуется в тех областях, где необходим специальный опыт, например, в медицине, предпринимательстве или юриспруденции. Ибо частенько так бывает, что наш жизненный опыт — это настоящий кладезь знаний. У меня есть друг: он способен заменить целое справочное бюро. Он скрупулёзно записывает в свой блокнот все детали и подробности: имена, номера и маршруты автобусов, поездов, такси, — всё, что понадобится другим, чтобы добраться из одного места в другое.
Четвёртое измерение щедрости
Авраам преуспел во всех трёх категориях дарения. Своё богатство он использовал для приюта странников (Берешит 21:33). Он подверг опасности своё благополучие, чтобы вызволить из беды племянника Лота. Благодаря своей мудрости, он пролил свет слова Б-жьего на языческий мир, распространяя свои монотеистические взгляды на всех, кто готов был его слушать.
Однако, шатёр Авраама имел четыре входа. Три входа представляют собой три категории щедрости, о которых мы уже упоминали. Но каков четвёртый вход?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте обратим пристальное внимание на утверждения наших мудрецов: «Всякому, кто ложится спать и думает, что завтра я проснусь и окажу помощь тому-то и тому-то, предназначено радоваться с праведниками в Ган Эден» (Мидраш Мишлей 12). Несомненно, это очень высокая награда! Но за что она выплачивается? Подразумевается, что, размышляя подобным образом, человек уже мыслит о вечном, хотя впоследствии может и не преуспеть в выполнении запланированного.
Возможно, нам удастся ответить на оба вопроса в аспекте законов о еврейской благотворительности, представляющих некоторую интригу. Предположим, что у вас есть 100 долларов, которые вы хотите отдать нуждающимся. Как вы считаете, что лучше? Отдать всю сумму одному нуждающемуся? Или разбить её на части, к примеру, 10 пожертвований по 10 долларов?
Еврейская традиция учит, что лучше всего сделать несколько небольших пожертвований, чем одно крупное. Причина кроется в том, что у человека таким образом развивается привычка отдавать и дарить. Идеал еврейского дара благотворительности вовсе не в том, чтобы быть добрым, а в том, чтобы стать человеком, чья суть есть сама доброта.
И здесь таится ключ к загадочному утверждению о планировании добрых дел в уме, когда ложишься спать, перед засыпанием. Ибо, каковы мысли человека в конце дня наедине с самим собой, таков и сам человек. Если кто-то по-настоящему проникнут нуждами другого, тогда заботы обездоленного становятся частью его самого, и только тогда можно определить, что представляет человек на самом деле. Такой человек становится достоянием Ган Эден, независимо от того, смог ли он осуществить намеченные планы, так как вся его жизнь состоит из одной добродетели.
Так раскрывается секрет четвёртого входа в шатёр Авраама. Авраам показал на своём примере, что значит жить полноценной еврейской жизнью. Он не упускал ни единой возможности проявлять щедрость всеми возможными способами. Входы в его шатёр символизировали формы осуществления его таланта быть щедрым. Три входа в шатёр соответствовали трём критериям щедрости. Но Авраам не стал останавливаться на этом; он пошёл дальше. Он достиг четвёртого измерения способности оказывать помощь другим — он весь был пропитан щедростью. Наш праотец был не просто человеком, который мог давать, но по сути своей был творитель благ для других людей.
Таким образом, четвёртый вход — это совершенство личности, которого достиг Авраам, к чему мы, его потомки, должны от всей души устремиться и чему подражать.
Список источников: Пол Джонсон «История евреев», стр. 203; Яад Хильхос «Матанас Аниим» 9:3; Лоренс Келемен «Разрешение получать», стр. 151; цитата Джона Кларка «Социальное администрирование по законам о бедности», стр. 24 и стр. 151; цитата Уорнера «Американская благотворительность», стр. 31; Орхос Цадиким «Шаар аНедивус»