Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Белоруссия и евреи. 7 удивительных фактов

Беларусь уже какой день не сходит с первых полос новостей. 9 августа состоялись выборы президента, и с этого момента не прекращаются акции протеста и забастовок. Протестующие требуют, чтобы действующий президент Александр Лукашенко ушел в отставку, а не остался на шестой срок. Эта восточноевропейская страна, ранее известная как Белоруссия, имеет долгую и увлекательную историю, которая очень тесно связана с евреями. Мало кто знает, но Идиш даже является официальным языком.

Вот семь малоизвестных фактов о Беларуси и еврейской жизни там.

Обращение в христианство и переселение евреев

В Средние века на территории современной Беларуси были королевства и княжества литовских и польских правителей. Одним из первых правителей, способствовавших переселению евреев в этот регион, был Ягайло, Великий Князь Литовский, а затем и Король Польский. Рожденный язычником – как и многие люди в регионе в то время — Ягайло боролся с радикальными христианскими солдатами из немецких земель, которые считали борьбу с нехристианами своим священным долгом.

Предположительный портрет Ягайло, нарисованный в 1475-1480 гг.,
Краков, Польша

 

Стремясь вступить в союз с местными христианскими дворянами, Ягайло принял христианство в 1386 году в городе Креве, который сегодня расположен в Гродненской области Беларуси. Он договорился о женитьбе на одиннадцатилетней польской принцессе Ядвиге и таким образом заручился польской военной поддержкой. Ядвига была так встревожена перспективой выйти замуж за бывшего язычника, что послала гонца шпионить за Ягайло и убедиться, что он не демон. После свадьбы Ягайло стал королем польским Владиславом II Ягелло – он и Королева Ядвига правили совместно и отличались своими весьма радикальными в то время взглядами: они поощряли переселение евреев на свою территорию, как это некогда делали польские дворяне.  

Вместе с великим князем литовским Витовтом эти дальновидные правители официально приглашали евреев в Речь Посполитую, часть земель которой являются территорией современной Беларуси. Евреи поселились в белорусских городах Бресте и Гродно в 1300-х годах, где вскоре создали процветающие общины.

Король на одну ночь

В 1500-х годах еврейскую общину в Бресте возглавлял известный в широких кругах Шавл Валь. В свое время он был религиозным ученым, а также политическим лидером. Он стал легендой уже при жизни, и существует огромное количество преданий о его жизни, одно из которых повествует о том, как Шавл Валь был избран на одну ночь польским королем.

Говорят, что польско-литовский дворянин князь Николай Радзивилл (1515-1565) в молодости был отъявленным негодяем. Когда он подрос, то решил поехать в Рим и посоветоваться с Папой Римским о том, как лучше всего искупить свои грехи; Папа велел князю Радзивиллу отпустить всех своих слуг и некоторое время провести в скитаниях.

Князь Радзивилл долго скитался по Италии и в один день оказался в итальянском городе Падуе, где уже процветала еврейская община. Там ему никто не помогал, и князь Радзивилл, все еще живший как нищий, ужасно страдал. Даже когда он говорил людям, что на самом деле он переодетый принц, они смеялись над ним и отказывались верить его словам.

В отчаянии князь Радзивилл обратился к лидеру еврейской общины Падуи раввину Самуилу Иуде Каценеленбогену. Раввин не только не отверг его, но и отнесся к нему по-доброму, приняв к себе и сделав принца своим почетным гостем. Раввин Каценелленбоген снабдил князя средствами для возвращения в белорусские земли и попросил взамен лишь одно: сын раввина Шавл много лет назад уехал в Белоруссию учиться в одну из знаменитых местных иешив. Он дал князю Радзивиллу портрет Шавла и спросил, может ли князь отыскать мальчика и передать ему добрые пожелания отца.

Князь Радзивилл сдержал свое слово. Вернувшись в Беларусь, он посетил многие еврейские школы в разных городах в поисках Шавла. В конце концов он нашел его в Бресте и был очарован молодым человеком. Князь Радзивилл пригласил Шавла жить с ним в своем замке, и там Шавл продолжил изучать еврейские тексты. Вскоре слава Шавла распространилась по всему региону. Он стал крупным духовным лидером и даже служил в Вааде, Еврейском Совете, управляющем еврейскими общинами в регионе.

Когда в 1586 году умер король Стефан Баторий, правивший областью, которая сегодня является Беларусью, две основные политические фракции Польши начали бороться за власть, предлагая своих кандидатов на роль преемника Батория. Не сумев договориться, они обратились к князю Радзивиллу. Он отверг их предложения, сказав, что если они хотят, чтобы правил страной по-настоящему мудрый человек, то пусть идут к еврею Шавлу. Это был дерзкий шаг: христиане никогда не считали евреев полноправными членами общества. А уж о том, чтобы еврей стал правителем, и речи не могло идти.  В то время кровавые наветы на евреев были обычным явлением. Тем не менее, говорят, что дворяне последовали совету принца, короновав Шавла и дав ему фамилию Валь (что означает “избрание”).

Король Шавл Валь правил по меньшей мере один день; некоторые историки утверждают, что он управлял королевством несколько дней. За время своего недолгого правления он лично подписал несколько законов, улучшающих обращение с евреями в землях Польши и Литвы.

Первая «современная» иешива

Иешивы – еврейские школы – существовали тысячелетиями; знаменитые иешивы процветали в Израиле, Вавилоне, на Ближнем Востоке и в Европе. В Беларуси в городах Брест (также известный на идише как Бриск), Гродно, Минск и других было много известных иешив.

Воложинская иешива

Как правило, это были небольшие школы с ограниченным числом учащихся и небольшим числом учителей. В 1803 году в белорусском городе Воложине новый еврейский мыслитель раввин Хаим задумал основать принципиально иную иешиву — крупный центр еврейского образования, который привлек бы лучших и умнейших учеников со всей страны. Раввин Хаим, который стал известен как реб Хаим из Воложина, преуспел, и его иешива стала синонимом самого высокого уровня еврейской учености в мире.

Раввин Хаим был одним из ведущих учеников раввина Элияху из Вильно, в соседней Литве, который был известен как Виленский Гаон. Вместе они произвели революцию в изучении Талмуда. В 1802 году раввин Хаим опубликовал письмо, призывающее всех евреев региона поддержать его новую иешиву. Он назначил команду сборщиков средств и пригласил всех желающих пройти собеседование, чтобы стать студентом в новой иешиве. В Воложинской иешиве студенты учились посменно и все свое свободное время проводили в Бейт мидраш (буквально «дом учения») за изучением Торы.

В 1892 году Воложинская иешива была закрыта местными властями, опасавшимися, что в ней могут распространяться революционные идеи. Позже иешива вновь открылась, но так и не обрела прежнего значения. Наследие Воложинской иешивы продолжает жить в бесчисленных еврейских школах, которые продолжают работать и преподавать в соответствии с высокими интеллектуальными стандартами и принципами нравственного развития, которые когда-то отстаивал раввин Хаим из Воложина.

Хасидские раввины

Многие из величайших лидеров хасидского движения — духовного еврейского движения, начавшегося в 1700-х годах, — жили на территории современной Беларуси. ”Хасид» — термин в Талмуде, используемый для обозначения благочестивого человека,. Последователи хасидизма называют себя хасидами и стремятся жить так, чтобы их дни были наполнены радостью.

Большая хоральная синагога в Гродно, Беларусь

Одним из первых хасидских лидеров был Аарон бар Яаков Перлов из Карлина (1736-1772), известный своим хасидским последователям как Аарон Агадоль (“Аарон Великий”). Он был одним из ближайших учеников Магида из Межирича, одного из первых основателей хасидизма. Аарон принес хасидскую мысль в Беларусь и Литву и основал синагогу в Карлине, городе за пределами Пинска, в Белоруссии.

Бегство от нацистов

Накануне Холокоста западная часть Беларуси входила в состав Польши (уступлена Польше в 1921 году по Рижскому договору). Когда нацистские войска вторглись в Польшу в 1939 году, они позволили Советскому Союзу аннексировать этот район, дав десяткам тысяч евреев, живущих в западном регионе Беларуси, краткую передышку от нацистской машины смерти. Все изменилось в июне 1941 года, когда Германия разорвала пакт о ненападении с Советским Союзом и вторглась на советские земли. Для Западной Белоруссии это означало лишь одно: убийство почти всех проживающих там евреев.

Беларусь — страна с густыми лесами, и это позволило некоторым евреям скрываться в лесах и сражаться с нацистскими силами в рамках слабо организованного Белорусского сопротивления, состоящего из нескольких отдельных партизанских боевых групп. Одна из них представляла собой формирование, созданное Мойше Гильденманом и его сыном Симхой и состоящее из группы еврейских бойцов, бежавших от нацистских солдат в лес.

В 1942 году Моше и Симха вместе со своими родственниками и тысячами других евреев попали в гетто в украинском городе Корец, находившемся недалеко от белорусской границы. Увидев, как были убиты две тысячи узников гетто, Моше, Симха и еще четырнадцать евреев сумели бежать, несмотря на то что были вооружены лишь двумя пистолетами и ножом. Они пробирались в леса Белоруссии, где в их ряды вступали другие евреи, бежавшие от нацистского натиска, и саботировали нацистские поселения.

Еще большую группу еврейских партизан возглавляла замечательная семья Бельских. Окруженные вместе с другими евреями и заключенные в еврейское гетто белорусского города Новогрудок, четыре брата из многодетной семьи – Тувья (1906-1987), Асаэль (1908-1945), Зусь (1910-1995) и Арон (1927-) сумели бежать из гетто и разбить лагерь в Забедовском и Перелазском лесах. Их лагерь служил надежным убежищем, и вскоре около тридцати евреев – в основном их друзья и родственники – присоединились к ним, скрываясь в густых лесах Белоруссии. Тувья, который до этого уже служил в польской армии и был ярым сионистом, взял под свой контроль импровизированный лагерь.

Поскольку новости о нацистских убийствах евреев продолжали поступать, братья Бельские понимали, что должны сделать нечто больше, чтобы помочь своим собратьям-евреям. Они поощряли евреев бежать из гетто, в которых нацисты заставляли их жить, посылали туда своих шпионов, чтобы помочь им бежать, и размещали проводников в лесу, которые помогали добраться бежавшим евреям в лагерь Бельского. В 1942 году, когда они узнали, что нацистские войска собираются ликвидировать еврейское гетто в городе Иви, они послали партизан в гетто и сумели переправить более сотни евреев в безопасное место. К концу 1942 года в секретном лесном лагере Бельского проживало более 300 евреев.

Братья Бельские

Нацисты услышали о таинственном еврейском лагере, скрывающемся в лесу, и в августе 1943 года они решили вычистить Бельских и евреев, которых они прятали. Более 20 000 нацистских солдат было задействовано в этой операции; каждому, кто мог помочь схватить Тувью Бельского, была предложена награда в 100 000 рейхсмарок. К тому времени в лагере находилось уже более 700 евреев. Опасаясь, что местные крестьяне сдадут их фашистам, Бельские перенесли лагерь в Налибокские леса — болотистую, опасную местность, куда мало кто отваживался заходить.

Там построили Бельские еврейский городок с еврейской школой, синагогой, лазаретом, пекарней, мельницей, прачечной, портняжными мастерскими, сапожниками, плотниками, кожевниками и кузнецами. Им удалось расчистить часть леса, где они начали выращивать пшеницу и ячмень. Мужчины боевого возраста продолжали сражаться с нацистами, взрывая железнодорожные пути и мосты и помогая евреям бежать из нацистских тюрем.

Еврейские партизаны в Беларуси в конце Второй at the end of WWII

К тому времени, когда они были освобождены Советской Армией в 1944 году, в лагерь Бельских насчитывал около 1230 евреев – большинство из них были женщины, старики и дети. Каждый из них был бы обречен на верную смерть, если бы не секретный лагерь, который они помогли основать и которому чудом удалось избегать разоблачения и выживать в течение двух долгих лет.

Повторяя кровавый навет на евреев

Против евреев Беларуси уже давно выдвинут кровавый навет, безосновательное обвинение в том, что они убивают христианских детей. Многие из почти 10 миллионов граждан Беларуси являются православными христианами. Мощи Гавриила Белостокского, шестилетнего мальчика, возведенного в ранг святых, являются предметом поклонения многих половников. Он был найден мертвым – предположительно, убитым евреями, как утверждала тогда православная церковь -недалеко от своего дома в 1690 году. С тех пор эта история используется как предлог для проведения погромов против евреев в Беларуси и других странах.

Этот культ вновь привлек к себе внимание в 1990-е годы, когда белорусское государственное телевидение показало документальный фильм о святом, в убийстве которого безосновательно обвинили евреев. По словам создателей, эта история была правдой, а сами евреи были “членами тайной секты, состоящей из религиозных фанатиков».

Еврейское обновление и страх перед антисемитизмом

В отличие от многих восточноевропейских народов, еврейская община пережила и Холокост, и коммунизм в Беларуси. Рекордное количество евреев, проживающих на территории Беларуси, составляло почти миллион человек. Однако это было в далеком 1897 году, когда 14% населения были евреями. Сегодня в Беларуси проживает от 10 400 до 25 000 евреев, а всего жителями государства являются чуть менее 9,5 миллионов человек.

Мемориал жертвам Холокоста в Могилеве, Беларусь. Памятник подвергся антисемитскому вандализму.

”Несмотря на то, что евреи могут свободно вести религиозную и культурную жизнь, -отмечал Всемирный еврейский конгресс, — проявления антисемитизма в последние годы вызывают беспокойство у евреев Беларуси“.

Была ли эта информация полезной?

Да (2)
Нет (1)
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому