Благословение после трапезы
Одна из заповедей Торы, упоминающаяся в главе Экев, — это заповедь благословения после трапезы. Поев хлеба, человек обязан благословить Б-га за землю и пищу, как сказано в нашей главе (Дварим 8:7-10):
Ибо Б-г, Г-сподь твой, ведёт тебя на землю добрую, землю потоков воды, родников и источников, выходящих в долине и на горе. Землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и граната, землю масляных оливок и мёда. Землю, где не в нищете есть будешь хлеб, не будет тебе нехватки ни в чем в ней; землю, чьи камни железо, а из гор её высекать будешь медь. И будешь есть и насытишься, и благословишь Б-га, Господа твоего, за землю добрую, которую дал Он тебе.
Основываясь на сказанном мудрецы наши, благословенной памяти, составили молитву «Биркат а-Мазон». Вот, что говорит об этом Рамбам (Мишне Тора Законы благословений 2, 1):
Порядок Биркат а-Мазон таков: во-первых, благословение «Питающий», во-вторых, благословение земли, в-третьих — «Строящий Иерусалим», в-четвертых — «Благой и делающий благо». Первое благословение постановил Моше, господин наш, а второе постановил Йеошуа, а третье постановил Давид и сын его Шломо, а четвёртое благословение постановили мудрецы Мишны.
На всё нужна причина
Важнейший источник, касающийся составителей и структуры «Биркат а-Мазон», находится в Талмуде (Брахот 48б):
Сказал рав Нахман: «Моше постановил Израилю благословение «Питающий» (первое благословение «Биркат а-Мазон», заканчивающееся словами «Благословен Ты Б-г, питающий все») в час, когда спустился ман. Йеошуа постановил им благословение земли (второе благословение), когда вошли в Землю (Израиля). Давид и Шломо постановили «Строящий Иерусалим» (третье благословение, оканчивающееся «Благословен ты Б-г, строящий в милосердии Его Иерусалим»). Давид постановил говорить «смилуйся над Израилем, народом Твоим и над Иерусалимом, городом Твоим», а Шломо постановил «и над Домом великим и святым». «Благой и делающий благо» (четвёртое благословение) в Явне постановили в связи с жертвами резни в Бейтаре, как сказал рав Матна: «В тот день, в который было разрешено хоронить жертв Бейтара, постановили в Явне «Благой и делающий благо».
Город Бейтар был разрушен во время подавления восстания Бар-Кохбы, поднятого евреями Израиля против Римской Империи во время правления императора Адриана, между 132 и 135 годами. Предводителем восстания был Шимон Бар-Кохба, который удостоился поддержки еврейских мудрецов того поколения, важнейшим из которых был раби Акива. В начале восстание имело определённый успех, но в итоге было беспощадно подавлено. Сотни тысяч евреев пали жертвами римлян, фактически положившим конец еврейскому заселению территории Израиля. Три года правления Бар-Кохбы в Иудее стали последним периодом независимости еврейского народа на своей земле вплоть до основания Государства Израиль в 1948 году.
Мирные посредники
Около пятнадцати лет назад я был приглашён Европейским еврейским конгрессом выступить в Будапеште на межконфессиональном форуме. Это был период обострения вооружё̈нного этнического и религиозного конфликта между государствами, возникшими на руинах Югославии. Темой обсуждения был геноцид в Косово, где под религиозными предлогами проводились этнические чистки среди ни в чем не повинных людей. Задачей форума было обращение к религиозным лидерам Сербии, Хорватии и Косова с просьбой повлиять на светское руководство в целях прекращения кровопролития, подобного которому Европа не видела со времён Второй мировой войны.
От нас, иудеев, представителей религии, не принимавшей участие в конфликте, ожидалось стать посредниками между сторонами. Нам нужно было найти пути влияния на духовных лидеров с тем, чтобы добиться смягчения атмосферы небывалой взаимной ненависти, царившей тогда между различными этническими группировками.
Я рассказал тогда об одном из величайших раввинов эпохи Холокоста, раве Йехиэле-Яакове Вайнберге. Рав Вайнберг, получивший образование в ешивах литовского направления, возглавлял Берлинскую раввинскую семинарию. Во время войны он бежал от нацистов в Швейцарию, где прожил в городе Монтрё до своей смерти.
В своей книге, посвящённой еврейской философии, рав Вайнбергг поднимает следующий вопрос: какими соображениями руководствовались мудрецы, включив в «Биркат а-Мазон» благословение «Благой и делающий благо»? Очевидно, что в «Биркат а-Мазон», в благословение после трапезы, необходимо включить благословение, благодарящее Всевышнего за пищу. Понятно также, что нужно отблагодарить за землю, которую Б-г даровал нам, в полном соответствии со сказанным в Торе. Не вызывает удивления и молитва об Иерусалиме, Храме и царстве дома Давида: ведь мы не только благодарим о нашем личном пропитании, но и о пропитании всего народа и государства. Непонятно, однако, почему необходимо благодарить о захоронении жертв резни в Бейтаре именно в «Биркат а-Мазон»? Какой символизм заложен в этом событии? Какова его важность в контексте полного разрушения еврейского государства?
Мы можем составить представление о масштабе разрушения и кровопролития в Бейтаре из сказанного в Талмуде (Ги- тин 58а):
Сказал раби Еуда, что сказал Шмуэль от имени рабана Шимона бен Гамлиэля: «Что значит сказанное (Эйха 3): «Глаза мои причиняли мне страдания, ибо я один остался из всех дочерей города моего»? Четыреста синагог были в городе Бейтар и в каждой из них было четыреста учителей, и перед каждым из них [сидело] по четыреста учеников. И когда входили враги туда, они пронзали их стилосами их, и когда превозмог враг и захватил их, обернули их свитками (святых книг) и подожгли их огнём.
(Гитин 57а):
Сказал раби Зейра, [что] сказал раби Авау, [что] сказал раби Йоханан: «Эти восемьдесят тысяч римских легионеров войны вошли в город Бейтар в час, когда захватили его и убивали в нём мужчин и женщин, и детей, так, что кровь их текла до вели- кого моря». Может быть скажешь ты: «Близко было (море)». Удалено было на милю. Учили (в барайте): «Великий раби Элиэзер говорит: «Два потока есть в долине Ядаим, один течёт туда, а другой — сюда. И измерили мудрецы, [и обнаружили их состоящими] из двух частей воды и одной части крови (жертв Бейтара)». В мишне учили: «Семь лет собирали идолопоклонники урожай своих виноградников, [удобренных лишь] кровью Израиля, без [каких-либо других] удобрений».
Рав Вайнберг отвечает на свой вопрос таким образом. Когда одна из сторон вооружённого конфликта несёт тяжёлые потери и терпит поражение, она начинает выжидать и набираться сил для того, чтобы восстать против победите- ля и отомстить ему за убитых и раненых. Если проигравшему это удаётся, то стороны меняются ролями, и нынешний проигравший начинает планировать месть. Этот порочный круг может продолжаться до бесконечности. Запрет хоронить мёртвых способен ещё больше разжечь жажду мести и заставить кровных мстителей клятвенно обещать друг другу отомстить за смерть своих родных и близких. Разрешение похоронить жертв Бейтара, таким образом, положило конец этой войне, начатой соратниками убитых ещё во время существования Второго Храма. Теперь после того, как мёртвые были, наконец-то, преданы земле, сыны Израиля могли начать думать о том, как жить дальше в условиях отсутствия независимости, Иерусалима и Храма.
Об этом я и сказал представителям религиозных конфессий Югославии и Косово. Очевидно, что все стороны конфликта убивали, бесчинствовали и грабили без всякой пощады. Нет стороны, которая не была бы виновна в попрании норм справедливости и морали. Если вы будет таить зло по отношению друг к другу, будете помнить все преступления, совершённые против вас, и будете жаждать отомстить за кровь своих родных и близких, конфликт этот не прекратится никогда. Такая жажда мести может привести лишь к непоправимому урону для вашей земли и для вашего края.
Поэтому стоит последовать совету еврейских мудрецов, рассматривавших разрешение похоронить сотни тысяч евреев Бейтара, как благословение и проявление великого милосердия Всевышнего, поскольку они понимали тщетность попыток противостояния легионам Римской Империи.
Возможно, кто-то скажет, что такой подход еврейских мудрецов попахивает постыдным пораженчеством и оторванным от реальности пацифизмом. Возможно, лучше было бы продолжать воевать с римлянами…
Рассказывают, что «Рав из Поневежа» — раби Йосеф-Шломо Каанеман, благословенной памяти, который, лишившись почти всей семьи в огне Холокоста, все свои силы уделял ешиве «Поневеж», построенной им на окраине Тель-Авива. В одной из своих многочисленных поездок, посвящённых сбору средств для ешивы, он оказался как-то в Риме. Рав Каанеман взял себе за правило всё своё время в поездках уделять сбору средств и не отвлекаться на посторонние вещи.
И вот в один прекрасный день в Риме рав Каанеман попросил своего сопровождающего отвезти его к триумфальной арке Тита, находящейся неподалеку от Колизея. Арка эта была построена в честь Тита, захватившего Иудею и разрушившего Второй Храм. Помимо всего прочего, на арке высечены пле- нённые солдаты Иудеи, подневольные участники триумфаль- ного шествия, устроенного Титом после своего возвращении в Рим, несущие на плечах Менору и другую храмовую утварь. Подойдя к арке, рав Каанеман внимательно посмотрел на неё и сказал своему спутнику: «Ах Тит, где твоя Римская Империя и где народ Израиля? Империя лежит в руинах, а еврейский народ живёт и процветает!»
И именно поэтому установили еврейские мудрецы включить в «Биркат а-Мазон» особое благословение, благодарящее Б-га за Его милосердие. Говоря «Благословен… Царь благой и делающий благо», мы благодарим Всевышнего за то, что сделанное им добро предотвратило полное уничтожение еврейского народа. Благодаря этому у евреев еще осталась надежда на возвращение в Землю праотцов и на исполнение пророчества Захарии (Захарья 8:3). Так сказал Б-г:
«Вернусь в Сион и обитать буду в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим — Городом Истины, а Гора Б-га Воинств — Горою Святой».
Так сказал Б-г:
«Ещё будут сидеть старики и старухи на улицах Иерусалима, каждый с тростью его в руке его, от множества дней. И улицы города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на улицах его».
И в своей частной жизни человек должен уметь хоронить то, что должно быть похоронено. Есть люди, способные всю жизнь хранить в сердце обиду и терпеливо ожидать возможности ответить злом на зло и отомстить своим обидчикам. Необходимо учиться забывать обиды и ссоры, поскольку жизнь важнее этого. Человек, вся жизнь которого проходит в ожидании возможности отомстить врагам, живёт не своей собственной жизнью, а жизнью своих врагов. Такая жизнь не стоит жизни. Есть Судья, судящий по Закону, Хозяин мира, вершащий справедливость и правосудие, который непременно потребует ответа за пролитую кровь праведных. Наша же первостепенная задача состоит в том, чтобы заботиться о своей жизни и жизни всего народа.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшимда «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.