Вечер. Горят Субботние свечи, накрыт стол и красиво одетые жена и дети ждут радостно встречают главу семьи, вернувшегося из синагоги. Все вместе поют Субботний гимн, встречая и провожая ангелов, отрывок «Эшет Хаиль» из Притчей царя Шломо, прославляющий еврейскую женщину.
Перед тем, как перейти к Кидушу, родители благословляют своих детей. Благословение мальчиков начинается со слов «Благословит тебя Вс-вышний как Эфраима и Менаше…».
Почему именно Эфраим и Менаше? Благословение девочкам начинается с праматерей — Сары, Ривки, Рахель и Леи. Почему мальчиков не благословляют, начиная с Авраама, Ицхака и Яакова?
Можно предположить, что смысл именно в братьях — так же, как и в Субботний вечер родители благословляют братьев. Но разве Эфраим и Менаше — единственные гармонично сосуществовавшие братья в истории еврейского народа? Почему не сыновья Йегуды — Зерах и Перец? Почему не сыновья Биньямина — Бела и Бехер? Ашбель и Нааман?
В нашей недельной главе Яаков находится при смерти. У одра стоит его любимый сын Йосеф и два внука — Менаше и Эфраим. Вместо того, чтобы положить правую руку на голову старшего Менаше, а левую — на младшего Эфраима, Яаков поступает наоборот. Это удивляет Йосефа, он возражает, но Яаков непреклонен — «знаю, сын мой, знаю. Он тоже станет народом и будет велик, но брат его младший будет больше, чем он, и (славой) его потомков наполнятся все народы».
Попробуем представить, как тяжело далась эта ситуация Менаше. Как это унизительно — слышать такое, особенно при младшем брате. Но желание дедушки — закон, он пророк и знает, кого и как благословлять.
Как правило, в такой ситуации, у человека включается защитный механизм — замещение(вымещение, Verschiebung). Менаше вполне мог начать ненавидеть Эфраима (потому что нельзя ненавидеть Яакова) и завидовать ему (потому что Эфраим получил то, что должен был получить Менаше). Но этого не произошло.
Ни в одном источнике, ни в одном комментарии мы не находим,чтобы подобные эмоции имели место быть в семье Йосефа. Ни капли ненависти, сожаления, зависти — Менаше был настоящим братом. Это была настоящая семья.
«И благословил он их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, произнося: да поставит тебя Б-г как Эфраима и как Менаше! — И он поставил Эфраима перед Менаше».
Возможно, из-за этого два вышеупомянутых стиха следуют один за другим. Когда Яаков дал главное благословение Эфраиму, по сути забрав первенство у Менаше, он внимательно наблюдал за реакцией «обделенного» брата. То, что потом показала история, величие и любовь Менаше к брату, Яаков понял за мгновение — и пожелал, чтобы на протяжении всех поколений весь еврейский народ благословлял своих сыновей, чтобы они были как Эфраим и Менаше.
У обоих впоследствии будут взлеты и падения, успехи и неудачи, как у них, так и у потомков. Но важно не это. Оба они — сыновья Йосефа и внуки Яакова с Рахель. Колена еврейского народа — такого разного и такого единого.
Братья очень часто конкурируют друг с другом — это часть естественного хода роста личности. У братьев бывает разный темперамент, разные цели в жизни, способности и таланты.
И в Шаббатнюю ночь папа с мамой благословляют их — пусть между вами никогда не будет зависти. И тогда будет Семья. А семья — это фундамент вечности и продолжения.
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман