Если бы Вы знали, что у Вас назначено важное судебное заседание, которое определит Ваше будущее финансовое положение, или даже жизнь, то Вы бы наверняка потрудились подготовиться к нему за несколько недель до его начала, не так ли?
В Рош ѓа-Шана каждый человек оценивается индивидуально, по достоинству его дел. Будет ли он жить в этот год или умрёт; станет ли его материальное состояние благополучным или оно потерпит крах; начнут ли одолевать его болезни или он будет здоров. Всё это определяется судом Рош ѓа-Шана.
В Элуль — месяц, предшествующий Рош ѓа-Шана,— начинается период интенсивного самоанализа, выяснения целей, достигнутых в жизни и степени приближения к Б-гу. Это время для осознания своего назначения в мире, а не для поверхностного скольжения по жизни сквозь её бурное течение, ради зарабатывания денег и отдачи себя сомнительным удовольствиям. Наступило время сделать шаг назад и посмотреть на себя критическим и честным взглядом, как умели с незапамятных времён вглядеться в себя евреи, дабы стать лучше, не оставаться такими, какие есть.
Четыре еврейских буквы слова «Элуль» (אֱלוּל- алеф-ламед-вав-ламед) являются первыми четырьмя буквами четырёх слов в предложении Ани Ледоди Вэдоди Лее, что означает «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне». Эти слова подчёркивают взаимоотношения между Б-гом и Его народом.
Другими словами, месяц, предшествующий Рош ѓа-Шана, — это время, когда Б-г приближается к нам, стремясь создать наиболее духовно-вдохновляющую атмосферу, которая побуждает нас сделать тшуву.
Слихот
Начиная в субботу вечером перед Рош ѓа-Шана, мы читаем слихот, особую серию молитв, взывающих к Б-жьей милости. Если Рош ѓа-Шана выпадает на начало недели, то слихот читаются в субботу вечером предыдущей недели. (Сефарды начинают читать слихот в Рош Ходеш Элуль).
После греха Золотого Тельца, Моше попросил Б-га объяснить ему суть Его общения с нашим миром. Ответ Всевышнего, более известный, как «13 атрибутов милосердия», составляет сущность молитв Слихот. «13 атрибутов» повествуют нам о «Б-жьем долготерпении». Тот же Б-г, создавший нас идеально чистыми и открывший нам целый мир возможностей, дарит человеку ещё один шанс приблизиться к Нему, если первую Его возможность он использовал неверно.
Слихот говорят в миньяне. Если это невозможно, тогда Слихот должно произнести одному, опуская части на арамейском языке и «13 атрибутов милосердия».
Наконец, самым важным аспектом Элуля, является составление плана жизни. Ибо, когда каждый человек предстаёт пред Вс-вышним в Судный день, дабы просить Его о ещё одном годе жизни, ему следует знать, как просить об этом Небесного Отца.
Дополнения к молитвам в Элуль
Начиная со второго дня Рош Ходеш Элуль, по ашкеназскому обычаю, принято каждый день после молитвы трубить в шофар, дабы пробудить нас к предстоящему Судному дню. Плачущий звук шофара вдохновляет нас использовать каждую возможность Элуля в полном объёме.
Также с начала Элуля, утром и вечером, мы читаем 27 псалом. (Сефарды произносят его на утренних и полуденных служениях.) В этом псалме царь Давид восклицает: «Одного прошу я у Г-спода…, чтобы пребывать мне в доме Г-споднем все дни жизни моей» (Теѓилим 27:4). Мы сосредоточены на объединяющей силе Б-га в наших жизнях и стремимся увеличить свою связь с бесконечным и превосходящим силу ума измерением.
Сорокадневный период
Оглянитесь на три тысячи лет назад и окунитесь в дни Синайского Откровения. Б-г изрёк Десять Заповедей, но евреи соорудили Золотого Тельца. Моше отчаянно умоляет Всесильного пощадить еврейский народ.
В первый день Элуля Моше восходит на гору Синай, а спустя 40 дней — в зародыше Йом Кипура — он возвращается к народу с новыми, вторыми каменными скрижалями в руках.
Для нас месяц Элуль начинает 40-дневный период, который достигает своей кульминации в самый священный день года — Йом Кипур.
Почему 40? 40 — это число очищения и освящения. Ливневые потоки дождя во времена Ноаха продолжались 40 дней, а миква — бассейн с водой для очищения от ритуальной нечистоты — содержит 40 мер воды.
Элуль — это колоссальная возможность. За это время люди преуспевают в изучении Торы и совершают добрые дела. А многие делают ежедневный хешбон нефеш — учёт духовных взлётов и падений.
События 2448 года
Многие еврейские праздники основаны на событиях одного решающего года в еврейской истории — 2448 года, или 1312 года до нашей эры.
Около 3300 лет назад, в еврейский 2448 год, иудейский народ был освобождён от египетского рабства — с предшествующим наказанием первенцев. 15 нисана стал первым днём праздника Песах.
Через неделю, когда египетские войска настигли «беглецов», расступились воды Красного моря, и еврейский народ прошёл сквозь него посуху. Это произошло в седьмой и последний, день праздника Песах.
Десять Заповедей и гора Синай.
Пятьдесят дней спустя, в день праздника Шавуот, Б-г даровал Десять Заповедей еврейскому народу на горе Синай. На Синае евреи вернули себе нетленный статус Адама и Хавы в саду Эдена.
Первое восхождение Моше
Согласно Писанию, Моше взошёл на гору Синай, чтобы получить Тору из уст Творца. В конце 40 дней, Б-г вручил Моше две сапфировые скрижали, идентичные по форме и размеру тем, на которых были выгравированы Десять Заповедей.
Золотой Телец
16 Тамуза, когда Моше ещё не вернулся с горы, еврейский народ начал беспокоиться о его отсутствии. Они нашли нового «вождя» и соорудили Золотого Тельца. Вскоре Облако славы — Б-жественная защита — расступилось. Евреи отвергли свою духовность и стали обычными смертными людьми. 17 Тамуза Моше спустился с горы, вдребезги разбил Скрижали Завета, уничтожил Золотого Тельца и наказал повстанцев.
Второе восхождение Моше
19 Тамуза Моше вновь поднимается на гору умолять Творца, чтобы Тот пощадил еврейский народ и сохранил людям жизнь. Он очень усердно молился, и, спустя 40 дней, Б-г соглашается оставить народ в живых. В последний день месяца ав Моше возвращается к людям. Их жизням уже ничего не угрожает, но грех ещё не был прощён.
Третье, заключительное восхождение Моше
Моше восходит на гору Синай в Рош Ходеш Элуль и пребывает в небесном лагере 40 дней (общее количество дней, проведённых на горе Синай — 120). Впредь, месяц Элуль становится особым временем для того, чтобы приблизиться к Творцу. В конце 40 дней — 10 Тишрея — Б-г назначает наказание за Золотого Тельца на последующие поколения, лишь затем даёт новые, вторые скрижали завета.
Моше спускается с горы с доброй вестью для народа: утвердилось воссоединение с Творцом в полном объёме, взаимоотношения с Б-гом восстановлены.
Итак, 10 Тишрея стал днём прощения для народа на все времена, настоящие и последующие, выраженные в одном празднике, — Йом Кипур, Судный день, который стал Днём Искупления.
Источники: Мидраш Рабба на Шмот 32:7, 51:18, Танхум Ки Тиса.