в ,

В чем особенность 7 видов плодов, которыми славится Земля Израиля?

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Значение шиват а-миним

Описывая необычайную красоту и уникальность Земли Израиля, Тора говорит: «Ибо Бог, Всесильный твой, ведет тебя в страну хорошую… в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда [из фиников]…».1

Это не просто красивые слова, призванные в благоприятном свете представить информацию о жизни в Израиле. Перечисленные семь видов плодов — шиват а-миним — особым образом связаны со Святой Землей, и существует даже отдельная заповедь для того, чтобы принести первинки этих видов из своего урожая в Святой Иерусалимский Храм в качестве жертвоприношения. Кроме того, после трапезы, в течение которой употреблялся один или несколько из этих злаков и фруктов, произносится особенное благословение под название Меэйн Шалош.2

Но ведь мы прекрасно знаем, что в Израиле произрастает и множество других прекрасных плодов — например, вы наверняка слышали о великолепных израильских авокадо, манго и киви, а так же о Яффских апельсинах и грейпфрутах. Так что же такого особенного именно в вышеупомянутых семи видах?

Комментаторы предлагают нам несколько объяснений. На базовом уровне понимания эти плоды уникальны тем, что они обеспечивают необходимые питательные вещества для поддержания жизнедеятельности.3 А некоторые мудрецы добавляют, что Земля Израиля является единственным местом, где все эти очень разные по своей природе растения естественным образом растут в непосредственной близости друг от друга.4

Семь атрибутов

Каббалисты объясняют, что на самом деле шиват а-миним имеют гораздо более глубокое значение. Каждый из них соответствует одной из семи сфирот (Божественных эманаций/атрибутов):5

  • Пшеница: Хесед — Милосердие
  • Ячмень: Гвура — Строгость
  • Виноград: Тиферет — Красота
  • Инжир: Нецах — Вечность
  • Гранат: Год — Слава
  • Оливки: Йесод — Основа
  • Финики: Малхут Царство

Каждая душа обладает всеми этими семью сфирот. Но разным людям присущи разные комбинации черт и, соответственно, доминирующие качества характера тоже у всех разные, что формирует уникальный путь каждой отдельной души к Всевышнему. Таким образом, вкушение этих семи плодов соответствует нашему служению Богу с задействованием всех своих личных качеств и в определенной мере способствует ему.

Благословения для растений

Еврейские мистики объясняют, что подобно тому, как Божественные благословения для всего человечества попадают в наш мир через Эрец Исраэль, так и Божественная энергия и благословения для всех растений спускаются на землю через эти семь особых видов плодов, которыми славится Святая Земля.6

Удовольствие с самого начала

Существует и еще одна интересная версия значения шиват а-миним и их связи с праздником Ту би-Шват (15 Швата), который считается Новым годом деревьев.

В целом, семь видов можно разделить на два типа: 1) злаки; и 2) фрукты. Злаки базово необходимо для пропитания и насыщения. Фрукты же человеку не так необходимы, но зато они добавляют в жизнь радость. Оба эти типа плодов важны, потому что они дополняют друг друга.

В духовном смысле «Израиль» нашей души тоже содержит эти два элемента — базовую потребность и удовольствие. 15-го Швата, в Новый год деревьев, мы обычно вкушаем все семь видов плодов, выделяя при этом фрукты, олицетворяющие удовольствие, даже больше, чем злаки, символизирующие базовые потребности.

Урок, который мы можем из этого извлечь, заключается в том, что даже когда человек находится на самых ранних стадиях духовного развития (то есть на уровне деревьев и всех остальных растений), у него уже должна быть цель служить Богу «всем достоянием cвоим»,7 что включает в себя сферы желаний и получения удовольствия. Потому что служение еврея Всевышнему не может быть чисто механическим или интеллектуальным. Только когда стремление к Творцу действительно начинает доставлять удовольствие, оно может считаться по-настоящему полноценным и привести в итоге к достойным результатам.

Новый год деревьев учит нас тому, что с самого начала мы должны служить Богу, задействуя все семь заложенных в нас Божественных качеств. Каждое утро, когда мы начинаем свой день, мы должны заново принимать решение служить Ему не только из-за механической привычки, принуждения или необходимости, но и испытывая искреннее удовольствие, полностью отдаваясь этому процессу.8

Сноски

  1. Дварим, 8:8.
  2. Если злаков было съедено большое количество или они были приготовлены определенным способом, после трапезы произносится благословение Биркат а-Мазон. Для более подробной информации изучите законы благословений до и после еды.
  3. Дон Ицхак Абарбанель, комментарий на Паршат Экев; см. так же Ибн Эзра на Дварим, 8:8.
  4. Тшувот а-Лекет, 2:55.
  5. См. Ликутей Тора и Сефер а-Ликутеим, Аризаль на Паршат Экев; см. также Ликутей Тора (Бааль а-Тания), Паршат Беаалотха.
  6. Лев Самеах, Паршат Итро.
  7. Дварим, 6:5.
  8. Из выступления рабби Менахема Мендла Шнеерсона 15-го Швата 5739 (1979) г. и 5-го Швата 5745 (1985) г.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий

Выбор за тобой

22 факта о земле Израиля, которые должен знать каждый еврей