Вопрос:
Вот у меня спросили, где в Торе есть заповедь о зажигании Ханукальных свечей, раз мы молимся:
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать Ханукальную свечу».
Ответ раввина:
Рамбам («Законы Хануки», 3), основываясь на словах наших мудрецов, пишет:
«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди… Они жестоко притесняли Израиль, пока Всевышний не спас его от преследований …
Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вошедшие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день.
Но это масло горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло. По этой причине мудрецы поколения Маккавеев постановили сделать эти восемь дней, начинающихся двадцать пятого дня месяца Кислев, днями радости и прославления Всевышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде».
Из этих слов мы учим, что обязанность зажигать ханукальные свечи – это постановление мудрецов. Тогда почему мы говорим в благословении на зажигание свечей: «Благословен Ты, Г-сподь… который заповедовал нам зажигать ханукальные свечи», если об этом зажигании не Г-сподь повелел в своей Торе, а наши мудрецы?
Этот вопрос также задает Талмуд в трактате Шабат (23а). Талмуд отвечает, что Творец заповедовал в главе Шофтим (Дварим, 17, 11) выполнять постановления мудрецов, как сказано: «…по указанию, какое скажут тебе (мудрецы), поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево».
Выходит, что, исполняя заповеди мудрецов, мы осуществляем заповедь Творца, и поэтому у нас есть право сказать в благословении на зажигание свечей: «… и повелел нам зажигать ханукальные свечи».
Это же объяснение релевантно и для других заповедей наших мудрецов, в связи с которыми мы говорим в благословении «… Который заповедовал нам» (такие, как зажигание субботних и праздничных свечей, ритуальное омовение рук, Ѓалель).