Рабби Ханина, бен Доса, говорил: «Мудрость, которой предшествует боязнь греха, – прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, – неустойчива».
Также он говорил:
«Когда дело преобладает над мудростью, мудрость прочна; но мудрость, преобладающая над делом, – неустойчива».
(Пиркей Авот, глава 3, мишна 8)
В этой мишне мы находим еврейский взгляд на мудрость, который разительно отличается от классического греческого мировоззрения. Для Аристотеля назначение человека, его высшая доблесть и конечная цель – достижения жизни созерцания, упражнения его разума. В свою очередь, для рабби Ханины мудрость и знания – это всего лишь средства для достижения цели.
Как сказано в другом месте Талмуда: значительна учеба, которая приводит к действиям. Всевышний требует от нас не только возвышенных мыслей, но и правильных поступков. Еще ни одному голодному человеку не помогли чужие высокие мысли сами по себе. Средневековый еврейский философ, Йег̃уда г̃а-Леви, ясно пишет в своей книги «Кузари», что греческая философия – это всего лишь бутон, который не приносит плодов. Действительно, можно получить удовольствие от красоты, структурной симметрии и четкой логики греческой мысли. Но это лишь бутон. Он расцветает на мгновение и исчезает, и мир получает от него мало пользы.
С другой стороны, еврейская мысль требует «плодов»: осязаемых достижений в реальном мире, ощутимых успехов в изменении человеческого сердца.
Если мудрость человека превосходит его поступки, и он не переводит свои знания в путеводитель для своего поведения, его можно сравнить с изобретателем сложной машины, в которой вертятся колесики, но которая ничего не делает и не приносит никакой пользы. Очевидно, что такой механизм – продукт бессмысленно затраченных усилий, и он производит напрасную работу.
В этой связи можно упомянуть, что малыш учит Тору, пока находится в утробе матери, а затем, при рождении, он все забывает. Казалось бы, что и это напрасно. Но только если ребенок ничего не сделает в своей дальнейшей жизни, чтобы вспомнить и использовать эти знания.
Если человек живет в этом мире семьдесят и более лет, то он приобретает большое количество знаний, пока его мозг не станет коллекцией фактов и цифр. Но если при этом его знания не находят применения, он не лучше этого ребенка. Мудрость, которая не переходит в поступки, уходит вместе с ее носителем.
Этот мир – сцена действий, поступков, творчества. Мудрость – лишь средство к достижению цели, путеводная звезда, направляющая нас к поступкам, которые следует осуществить.
Отрывок из книги «Этика с Синая» р. Ирвинга Бунима, печатается с разрешения издательства Feldheim.