«И разжирел Йешурун, и стал брыкаться – всякий раз, когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром, – он оставлял Б-га, создавшего его, и поносил Твердыню своего спасения». (Дварим 32, 15)
Здесь, впервые в Писании, мы находим имя Йешурун. Оно описывает Израиль через идеал его нравственного призвания, которое есть ישר (прямота, честность), отсутствие малейшего отклонения от прямого пути своего призвания. В стихе 13 нам говорили, что Б-г желал восхождения Израиля на двойную вершину земного совершенства: на пик материального процветания и на пик духовного и нравственного совершенства. Израилю предстояло стать сияющим примером того, что духовная и нравственная жизнь, полностью отданная долгу, никоим образом не требует отказа от земных удовольствий.
Напротив, высшая степень нравственности полностью совместима с величайшей мерой земного счастья. По сути дела, все земные ресурсы и удовольствия должны преобразовываться в духовные и нравственные свершения. Однако, когда народ Йешурун, задачей которого было достижение этого нравственного идеала, получил изобилие материальных богатств и удовольствий, когда он вышел из пустыни и вступил в землю молока и меда, он разжирел и стал брыкаться. «Всякий раз, когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром», это – гротескная характеристика народа, который стоял перед Моше, а также характеристика каждого будущего поколения, которое должно было прочесть слова его Песни. Она содержит квинтэссенцию всей последующей еврейской истории.
Как правило, еврейский народ замечательно проявлял себя в периоды страдания, но редко был в состоянии выдержать испытание счастьем. «Всякий раз, когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром»… Смысл этого отрывка следующий: чем обильнее и жирнее пища, поступающая в организм, тем больше организм должен стремиться трансформировать избыток пищи в энергию и работу. Чем лучше питание тела, тем активнее должен быть человек, тем большим должен быть выход его деятельности и достижений.
Высшая степень нравственности полностью совместима с величайшей мерой земного счастья
Лишь в таком случае он будет управлять своим богатством; он останется здоровым умственно и физически, и его нравственная значимость также возрастет вследствие укрепления его моральных и духовных качеств. Но если он так не поступает, избыток пищи станет откладываться в его организме, он разжиреет, отучнеет, и вместо того чтобы продолжать управлять собой, он — его подлинное духовное, активное «я» — заплывет жиром, и это будет его концом…