Несколько фактов о судьбе множества евреев, оказавшихся на Титанике.
Шел 1912 год. Для восточно-европейских евреев то было очень непростое время: их вконец измучили постоянное угнетение, нищета, декрет о кантонистах, не говоря уже о погромах. С 1880-х до начала 1900-х годов многие бежали из Российской империи, пытаясь обеспечить своим семьям будущее, и часть из них нашла свое вечное пристанище у берегов Америки. Одним из самых крупных кораблей, вместившим сотни таких пассажиров, был Титаник.
Вот несколько впечатляющих фактов о судьбах евреев, оказавшихся на этом лайнере.
1. Слишком мало шансов
«Согласно списку пассажиров компании «Уайт Стар Лайн», на борту находилось несколько сотен евреев», — пишет в одной из своих статей Эли Московиц, автор книги «Евреи Титаника». Среди них были потомки некоторых известных хасидских семей, в том числе Гуршон Коэн, Авраам Хайман и Джени Драпкин.
Кто-то устроился в каютах первого класса, но большинство путешествовало третьим, который предназначался для иммигрантов, и при крушении корабля здесь были самые низкие шансы на спасение. Точное число тех еврейских пассажиров неизвестно до сих пор.
Хотя существуют официальные списки, в которых евреев можно идентифицировать по именам, Московиц предполагает, что на самом деле их было значительно больше, ведь некоторые перед посадкой на Титаник меняли свои имена и регистрировались благодаря поддельным удостоверениям личности.
«Одним из единственно возможных тогда способов уехать (из Российской империи) — это было подделать документы», — объясняет Московиц. За это время (примерно с 1880-х по 1920-е годы) бежать из страны удалось примерно 2,7 миллионам евреев. Люди стремились спастись от преследований из-за вероисповедания, которые только усиливались, из-за кровавых кишиневских погромов и страшного декрета о кантонистах.
2. Дружная еврейская община
Благодаря общему языку, культуре и религиозным взглядам на корабле сложилась по-настоящему сплоченная еврейская община. В одних и тех же помещениях люди вместе обедали, молились, открывали друг другу душу.
Как утверждают Московиц, а также историк, писатель Чарльз Хаас, всевозможные артефакты с Олимпика, корабля-близнеца Титаника, доказывают, что для еврейских пассажиров существовало отдельное кошерное меню и даже была своя кухонная утварь. На обоих кораблях использовали одинаковую посуду, и можно было обнаружить тарелки с надписями «мясо» и «молоко». В нижней части ресторанного меню сообщалось о возможности занять отдельные кошерные каюты.
По словам Хааса, еврейским поваром и одновременно главным раввином Титаника был назначен Чарльз Кеннел, который до этого рейса служил на Олимпике. В роковую ночь крушения лайнера он разделил судьбу большинства пассажиров.
3. Третий класс
Как известно, на Титанике оказалось вдвое меньше спасательных шлюпок, чем было необходимо для такого количества пассажиров, однако в результате и те не были заполнены до предела. Ведь находившиеся в каютах третьего класса, даже изо всех сил стремившиеся выбраться из ледяной водяной могилы, должны были пробираться через лабиринт нижнего этажа к верхней палубе, причем на ощупь. Можно вообразить, какие у этих людей были шансы.
Из 710 человек только четверть смогла избежать смерти. Записи Общества помощи еврейским иммигрантам, HIAS, показывают, что из этой четверти евреев было всего 27. Для сравнения — из пассажиров первого и второго классов выжила треть.
4. Соломенная вдова
Из примерно 1500 утонувших было найдено только 340 тел. Таким образом, подавляющее большинство евреев, погибших при крушении, не могло быть погребено должным образом.
Московиц пишет о случае с Звией Мейснер: сама она выжила, но тело ее мужа так и не было найдено. Поэтому, пережив чудовищную драму, она оказалась еще в сомнительном статусе агуны — соломенной вдовы. Такие женщины не могут повторно выйти замуж, потому что в раввинском суде нет документального подтверждения о смерти их супругов. И все же в данном конкретном случае ей предоставили официальное разрешение повторно выйти замуж, если так сложится судьба.
5. Когда достоинство и любовь сильнее смерти
Той ночью погибло и несколько по-настоящему богатых евреев, в том числе известный американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм. Как позже выяснилось, ему давали спасательный жилет и предлагали сесть в шлюпку вместе с женщинами, но он наотрез отказался, заявив: «Ни одна женщина не потеряет шанс на спасение из-за того, что я был трусом».
Издание «Еврейские Хроники», которое об этом писало, сообщило, что после того, как он «помогал офицерам… сажать женщин в лодки», Бенджамин умер «с шуткой на устах». Его тело не было найдено.
Погибли и владельцы универмага Macy’s Исидор и Ида Штраус. И хотя у пассажиров женского пола был приоритет в том, чтобы первыми сесть в лодки, Ида отказалась бросить мужа на произвол судьбы и спасаться одной.
6. Благодаря заботе о других
В это плавание на Титанике должен был отправиться и брат Исидора, Натан Штраус. До этого они вчетвером, со своими женами, путешествовали по Израилю. Натан буквально был потрясен крайней нищетой и при этом огромным благочестием евреев, живших в Иерусалиме. Во что бы то ни стало он решил как можно скорее разработать план для помощи таким людям. Из-за этого он не поехал с братом домой, а потому пропустил злополучный круиз.
Довольно быстро Натану удалось организовать бесплатные столовые для обедневших жителей Иерусалима. А позже он признавался, что уверен: решение помочь иерусалимским евреям спасло ему жизнь.
Он основал еще Медицинский центр Штрауса и различные детские учреждения, включая школы. Израильский город Нетания был назван в его честь.
7. Кошерный «Титаник»
Одним из счастливых пассажиров третьего класса, которому удалось уцелеть, был Авраам Джозеф Гиман. После спасения он побывал в США, а оказавшись на Манхэттене и увидев там на каждом углу кошерные гастрономы, вернулся в родную Англию и открыл аналогичный магазин, назвав его «Титаник». Надо сказать, что этот его «корабль» оказался на плаву.
8. Эхо трагедии
Мировая еврейская община восприняла крушение Титаника как глобальную личную трагедию. В память о погибших идишский автор Соломон Смолл написал песню под названием «Der Nasser kever» — «Водяная могила», которая передавала эту боль американских евреев того времени. А заканчивалась она строфой в честь Иды Штраус: «Но услышьте эту женскую душу: “Я не сдвинусь с места, я умру здесь вместе с моим мужем”».
На иллюстрации, опубликованной с примечаниями к этой песне, были изображены мужчины и женщины, парящие над терпящем бедствие Титаником с нимбами над головами, и это также было посвящением Иде и Исидору Штраусам.
Кантор Йоселе Розенблатт в память о погибших в крушении записал аудио молитвы Кэль Мале Рахамим, и в его посвящении были такие слова: «Для тех людей с Титаника, которые утонули в море, найдя там свой вечный дом».
Новый альбом с этой записью за короткое время собрал 150 000 долларов в фонд поддержки семей, потерявших близких в ту роковую ночь.
Сейчас мы все находимся в преддверии трех недель траура, периода, который принято называть «меж теснин». Так давайте же, начиная с поста 17 Тамуза и до 9 Ава, когда мы горько оплакиваем разрушение Святого Храма и других страшных событий еврейской истории, вспомним и отдадим дань уважения всем жертвам и в том числе жертвам современной трагедии, связанной с Титаником, а также всем остальным, страдавшим так, что забыть этого невозможно.