Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Законы о мукцэ в субботу и праздники

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Общие сведения

Важное и довольно обширное место в законах субботы занимает тема мукцэ – ограничение в пользовании и перемещении некоторых предметов. Постановления о мукцэ устанавливались мудрецами Торы в разные исторические периоды. Отдельные законы были приняты еще до времен Первого Храма. Многие правила о мукцэ были выработаны в период Второго Храма. В эпоху Мишны законы мукцэ приняли свой окончательный вид. В состоянии постоянно меняющихся условий жизни и быта, законоучители всех последующих поколений занимались классифицированием возникающих новых предметов, определяя их статус в отношении законов субботы в целом и в отношении законов мукцэ в частности.

Законы мукцэ в праздники во многом схожи с законами мукцэ в субботу, но все же существуют определенные отличия. С этими отличиями можно познакомиться в статье «Особенные законы мукцэ для праздников».

Основными источниками приведенной ниже информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.

Причины постановления о мукцэ

В наших источниках упоминается несколько причин, побудивших мудрецов принять постановления о мукцэ. Начнем с того, что суббота – это особый день, поэтому и поведение человека в этот день должно отличаться от его поведения в будние дни. Для этого мудрецы установили определенные ограничения в пользовании перемещении некоторых предметов. Еще одна причина: пользование перемещение предметов, предназначенных для запрещенных в субботу действий, может привести человека к непреднамеренному нарушению законов субботы. Чтобы это предотвратить, мудрецы решили ограничить рамки пользования и перемещения подобных предметов. Третья причина: каждый еврей всем своим поведением в субботу должен свидетельствовать об особенности этого дня. Для того чтобы в этом могли участвовать и те, занятия которых в течение недели не связаны с запрещенными Торой в субботу действиями, мудрецы приняли специальные законы, следуя которым, люди будут пользоваться и перемещать предметы по-особому, что явно указывает на то, что сегодня – царица-суббота. Четвертая причина: ограничения в пользовании предметами были установлены, чтобы предотвратить их непреднамеренный вынос из частного владения в общественное, внос из общественного — в частное и перемещение в общественном владении, что запрещено Торой.

Зависимость законов мукцэ от различных факторов и их краткая характеристика

Правила пользования и перемещения предметом в субботу в основном зависят от трех факторов: к какому виду принадлежит данный предмет, каким образом его перемещают и какова цель его перемещения или использования.

Виды предметов:

  • басис ле-давар а-асур;
  • граф шэль рэи;
  • кли шэ-млахто ле-исур;
  • кли шэ-млахто ле-этэр;
  • мукцэ махмат гуфо;
  • мукцэ махмат хисарон кис;
  • мукцэ махмат мицва;
  • нолад;
  • охель вэ-китвей а-кодэш.

Способы перемещения:

  • агав;
  • бэ-гуфо;
  • кэ-дэрэх;
  • мин а-цад;

Цели перемещения:

  • ле-ло цорэх клаль.
  • ле-цорэх гуфо;
  • ле-цорэх мэкомо;
  • ле-эйзэ цорэх;
  • мэ-хама ле-цель;

Прежде всего, ознакомимся с переводом и краткой характеристикой каждого из упомянутых терминов, а в продолжение темы изучим их более подробно. Начнем с основного термина изучаемой нами темы. Слово мукцэ происходит от слова каце, что означает «край», «граница». Глагол ле-акцот, соответственно, переводится, как «исключить», «ограничить». Предметы, от пользования которыми человек себя ограждает, которыми он не собирается пользоваться вообще или временно, называются мукцэ. Предметы, принадлежащие к разделу мукцэ, либо частично, либо полностью запрещено перемещать и использовать в субботу.

Виды предметов

Басис ле-давар а-асур – это предметы, на которых либо всегда, либо иногда, либо только сейчас находится мукцэ. Примеры: стул, на котором лежат пассатижи, выдвижной ящик стола, в котором хранятся деньги, подставка, прикрепленная к стене, в которую вставлен пульт управления. Басис означает «подставка», ле-давар – «для вещи», а-асур – «которая запрещена». Т.е. подставка для предмета, использование и перемещение которого запрещено в субботу. С законами о басис ле-давар а-асур можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Граф шэль рэи – это общее название для всех видов мукцэ, имеющих отталкивающий вид или запах, нахождение вблизи которых вызывает у человека отвращение. Примеры: пищевые отходы, насекомые, грязная посуда. Граф означает «горшок», шэль рэи – «для испражнений». Т.е. предмет, вызывающий отвращение, подобно горшку для испражнений. С законами о граф шэль рэи можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Кли шэ-млахто ле-исур – это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением запрещенных в субботу действий. Примеры: швейная игла, ручка, молоток, стиральная машина. Кли означает «предмет, специально созданный для использования», шэ-млахто – «работа которого», ле-исур – «для запрещенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают в запрещенные в субботу действия. С законами о кли шэ-млахто ле-исур можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Кли шэ-млахто ле-этэр – это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением разрешенных в субботу действий. Первые два слова были объяснены выше, ле-этэр означает «для разрешенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают разрешенные в субботу действия.

Кли шэ-млахто ле-этэр разрешено перемещать для любых целей, но без цели (ле ло-цорэх клаль) перемещать его запрещено. Предмет, который определен как кли шэ-млахто ле-этэр, разрешено перенести, чтобы он не испортился (мэ-хама ле-цель) или когда он нарушает порядок в доме. Примеры кли шэ-млахто ле-этэр: различные виды мебели, веер, тряпка для протирания пыли, ключ от комнаты, ключ от шкафа, детские игры и игрушки, пользование которыми в субботу разрешено и т.п.

Мукцэ махмат гуфо – это предметы, которые не предназначены для использования в субботу. Примеры: камни, палки, песок, деньги. Мукцэ, как уже было упомянуто, – предмет, исключенный из использования, махмат означает «из-за», гуфо – «тело его», «он сам». Т.е. сами по себе эти предметы не предназначены для использования в субботу. С законами о мукцэ махмат гуфо можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Мукцэ махмат мицва – это предметы, предназначенные для исполнения заповедей. Первые два слова были объяснены выше, мицва означает «заповедь». Предмет, предназначенный исключительно для исполнения заповеди, иногда имеет статус мукцэ и его запрещено перемещать и использовать в субботу. Так, например, во время праздника Суккот украшения сукки и материалы, использованные для ее строительства, являются мукцэ махмат мицва и их запрещено перемещать. Также и виды растений, используемые для заповеди натилат лулав[1], за исключением этрога[2], в субботу праздника Суккот являются мукцэ махмат мицва. Этрог обладает приятным ароматом, которым разрешено наслаждаться в субботу, поэтому он не является мукцэ.

Мукцэ махмат хисарон кис – это предметы, которые обычно берегут и используют не иначе, как для их прямого назначения. Примеры: магнитофон, телефон, документы. Хисарон означает «недостаток», кис – «карман или кошелек». Т.е. предмет, пользование которым ограничивают, дабы он не испортился, и его порча не привела к «недостатку в кошельке», к материальным потерям. С законами о мукцэ махмат хисарон кис можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Нолад – предмет, созданный или возникший в субботу. Примеры: яйцо, снесенное в субботу, предмет обихода, изготовленный в субботу неевреем. Нолад означает «появившийся на свет». Т.е. вещь, появившаяся на свет в субботу. С законами о нолад можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Охель вэ-китвей а-кодэш – это предметы, к которым не относятся ограничения, связанные с законами мукцэ. Охель означает «еда», вэ-китвей а-кодэш – «и святые писания». В постановления о мукцэ не были включены готовые к употреблению продукты питания и святые тексты, поэтому их разрешено перемещать без каких бы то ни было ограничений. Под святыми текстами подразумеваются любые рукописные или печатные издания, занимающиеся вопросами Торы.

Согласно ряду авторитетных мнений, разные виды столовой утвари (тарелки, стаканы, ложки, вилки и т.д.) считаются охэль вэ-китвей а-кодэш. Некоторые к категории охэль вэ-китвей а-кодэш причисляют также одежду, очки, женские украшения и часы (наручные или карманные). Все эти виды предметов объединяет то, что они находятся в постоянном пользовании. Предметы данной категории разрешено перемещать даже без какой-либо цели (ле-ло цорэх клаль)[3].

Способы перемещения

Агав – это перемещение предмета, относящегося к разряду мукцэ вместе с предметами, не относящимися к разряду мукцэ. Агав означает «вместе». Т.е. перемещение мукцэ вместе с разрешенными предметами.

Бэ-гуфо – это перемещение предмета с помощью органов тела, которыми его обычно не перемещают. Бэ-гуфо означает «телом». Т.е. предмет перемещают не руками, как обычно, а другими частями тела.

Кэ-дэрэх – это перемещение предмета обычным способом. Кэ-дэрэх означает «обычным способом».

Мин а-цад – это перемещение предмета измененным способом. Мин а-цад означает «со стороны», «с бока». Т.е. предмет перемещают не напрямую, как обычно, а с боку.

Цели перемещения

Ле-ло цорэх клаль – это перемещение предмета, не преследуя абсолютно никакой цели. Ле-ло цорэх означает «бесцельно», клаль – «абсолютно». Т.е. когда предмет перемещают абсолютно бесцельно.

Ле-цорэх гуфо – это перемещение предмета с целью им воспользоваться. Ле-цорэх означает «для нужд», гуфо – «тела его», «его самого». Т.е. перемещение предмета, когда нужен сам предмет.

Ле-цорэх мэкомо – это перемещение предмета с целью высвободить место, которое он занимает. Ле-цорэх означает «для нужд», мэкомо – «места его». Т.е. перемещение предмета для нужд освобождения места, которое он занимает.

Ле-эйзэ цорэх – это перемещение предмета для любой цели. Ле-эйзэ означает «для какой-либо», цорэх – «нужды». Т.е. когда предмет перемещают для любой, пусть самой незначительной цели.

Мэ-хама ле-цель – это перемещение предмета с целью спасти и сохранить его. Мэ-хама означает «от солнца», ле-цель – «в тень». Т.е. когда предмет перемещают из места, где он может испортиться в место, где он будет сохранен.

Еще одно понятие, с которым предстоит познакомиться в рамках изучения законов мукцэ – это битуль кли ме-эйхано. Битуль означает «аннулирование», кли – «предмет, специально созданный для использования», ме-эйхано – «от его готовности к использованию». Т.е. совершать действия, ведущие к тому, что предмет перестает быть разрешенным в использование в субботу. С законами о битуль кли ме-эйхано можно познакомиться в специально посвященной этой теме статье.

Перемещение мукцэ, в случае, когда существует риск пораниться

Если предмет-мукцэ представляет риск для людей, как, например, осколки стеклянных или керамических сосудов, части мебели с выступающими из них гвоздями или шурупами и т.п., разрешено его перенести в целях предотвращения опасности пораниться. Даже находящийся в безлюдном месте предмет-мукцэ разрешено перенести в случае если существует отдаленная вероятность, что из-за этого предмета кто-либо сможет пораниться. Изначально следует постараться сделать это измененным способом, например, устранить мукцэ ногой.

Насекомых, которые являются мукцэ махмат гуфо, находящихся на теле, разрешено перемещать для предотвращения угрозы укуса[4].

Если в комнате, где находится больной, горит свеча или настольная лампа, которые ему мешают, разрешено их отодвинуть или унести в другое место. Желательно это сделать измененным способом, а если такой возможности нет, то и обычным.

Перемещение мукцэ с помощью нееврея

Хотя еврею запрещено перемещать мукцэ обычным способом даже ради предотвращения значительного материального ущерба, физических страданий или исполнения заповедей. Но в этих трех случаях разрешено попросить нееврея перенести мукцэ в другое место. При этом просьба может звучать напрямую и нееврей может перемещать мукцэ обычным способом.

Выше упоминалось, что когда нужно освободить место, занимаемое мукцэ или воспользоваться разрешенным предметом, разрешено перемещать мукцэ измененным способом. В этих ситуациях разрешено также просить нееврея перенести мукцэ. Просьба может звучать напрямую и нееврей может перемещать мукцэ обычным способом.

Перемещение части мукцэ

Запрет перемещать мукцэ нарушается и в том случае, когда перемещают только часть мукцэ. Так, например, запрещено изменить месторасположение шнура электроприбора, перемещение которого вместе с электроприбором ограничено законами о мукцэ, даже в случае, если сам электроприбор при этом не двигают.

Прикосновение к мукцэ

Постановления о мукцэ не включают в себя запрет прикасаться к мукцэ, если при этом не меняется положение мукцэ. Исходя из вышесказанного, разрешено положить на мукцэ какую-нибудь вещь или взять находящуюся на мукцэ вещь. Разрешено стоять, сидеть или лежать на предмете, определенном как мукцэ, если при этом мукцэ не меняет свое положение. К шарообразным предметам, предметам, весящим в воздухе или находящимся в другом неустойчивом положении, прикасаться запрещено, т.к. очевидно, что они изменят свое расположение.

Мукцэ по ошибке

Предмет, хозяева которого были уверены, что он мукцэ, в то время, когда в действительности он таковым не являлся, не является мукцэ, несмотря на то, что хозяева мысленно отказались от пользования им в субботу. Так, например, если хозяева считали, что вывешенное ими белье было настолько мокрым к моменту наступления субботы, что оно считается мукцэ, а на самом деле, оно успело высохнуть до наступления субботы, оно не является мукцэ.

Верно и обратное: вещь, которая является мукцэ, запрещена в использование и в перемещение, даже если ее хозяева и не догадывались о том, что она является мукцэ. Поэтому, если вывешенное перед субботой белье, в момент наступления субботы было мокрым, оно приобретает статус мукцэ на всю субботу, даже если хозяева были уверены в том, что оно успело высохнуть до субботы.

Сомнения в отношении мукцэ

Как правило, в законах о мукцэ в случае сомнения принято поступать согласно более строгой стороне вопроса. Поэтому, если существует сомнение, высохло ли белье до субботы или нет, или были ли сняты плоды с дерева или овощи с грядки до субботы или в саму субботу, находятся ли в выдвижном ящике предметы-мукцэ или только разрешенные предметы, принято запрещать из сомнения.

Предметы, принадлежащие нееврею

Из изученного выше следует, что все предметы в отношении законов о мукцэ можно условно разделить на те, которые являются мукцэ по сути, и те, статус которых может меняться в зависимости от субъективного отношения человека к ним. Так, например, нолад в праздник или нолад гамур даже в субботу является мукцэ. Этот вид мукцэ не зависит от отношения к нему человека и от его планов по использованию предмета, принадлежащего к этой категории. Другими словами, нолад — это мукцэ по сути. Кли шэ-млахто ле-исур или мукцэ махмат гуфо часто являются мукцэ по сути, но не всегда. Выше упоминалось, что кли шэ-млахто ле-исур, который навсегда определили только для разрешенных в субботу действий, меняет свой статус на кли шэ-млахто ле-этэр. Мукцэ махмат гуфо также возможно подготовить к использованию в субботу. Мукцэ махмат хисарон кис и мукцэ махмат мицва часто зависят от отношения к ним конкретного человека. Законы о басис ле-давар а-асур во многом связаны с намерением человека. Даже на предметы, принадлежащие к категории охель вэ-китвей а-кодэш, могут распространяться строгие ограничения, если их хозяин примет решение ими не пользоваться.

Поскольку неевреям не заповедано соблюдать субботу, их мысли не могут повлиять на изменение статуса предмета в отношении законов о мукцэ. Поэтому если нееврей перед субботой положил предмет-мукцэ на стол, с тем, чтобы он оставался там в течение всей субботы, стол не будет считаться басис ле-давар а-асур, если с него устранят мукцэ. Предметы, находящиеся у нееврея, принадлежность которых к разряду мукцэ махмат хисарон кис зависит исключительно от субъективного отношения человека к их значимости, не считаются мукцэ махмат хисарон кис, даже если нееврей их бережет и использует исключительно по назначению.

Предметы, определенные как мукцэ махмат гуфо, такие как камни, палки и тому подобное, даже если они принадлежат нееврею, являются мукцэ, т.к. их статус не зависит от субъективного отношения к ним. Мысленная подготовка таких предметов к разрешенному использованию в субботу, которая в случае с евреем дает право ими пользоваться в субботу, в случае с неевреем не влияет на их статус. Изменение статуса кли шэ-млахто ле-исур, связанное с принятием решения в отношении использования предмета, в случае с неевреем не происходит.


[1] Ветвь пальмы (лулав), ветви мирта (адас) и ветви ивы (арава).

[2] Цитрон.

[3] Следует помнить, что любое перемещение предметов, о которых идет речь в рамках законов о мукцэ, должно также соответствовать и правилам о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного — в частное и перемещении в общественном владении.

[4] Делать это необходимо таким образом, чтобы насекомое не погибло, и не был нарушен запрет умерщвления животных (натилат нэшама) в субботу.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому