И сказал Б-г Моше: «Войди к фараону, ибо Я отяготил его сердце и сердце рабов его, чтобы свершить знамения Мои эти в среде его. И чтобы рассказывал ты сыну твоему и сыну сына твоего то, как глумился Я над Египтом, и знамения, которые совершил Я с ними, и будете знать, что Я — Б-г.
(Шмот 10:1-2)
Смотри, дал Я пред тобой сегодня жизнь и добро, и смерть, и зло.
(Дварим 30:14)
В своей книге «Мишне Тора» Рамбам говорит об этой краеугольной идее свободы воли:
Однако будем знать, без сомнения, что действия человека переданы в руку человека, и Святой, благословен Он, не склоняет его и не выносит указ в отношении его поступать определённым образом… И из-за этого сказано в пророчестве, что судят человека за деяния его, в соответствии с деяниями его: плохими были, или хорошими. И эта та основа, от которой зависят все слова пророков.
(«Мишне Тора», Законы раскаяния 5, 5)
Психология о свободе выбора
Три центральные психологические теории двадцатого века в основе своей настаивают на отсутствии свободы выбора. В соответствии с этими теориями, расстройства психики являются не следствием осознанных решений человека, а функцией механистических процессов. Психоанализ утверждает, что в основе психических патологий лежит подсознание человека. В соответствии с теорией бихевиоризма, механизм, отвечающий за возникновение расстройств психики, — это механизм обуславливания (связь поведения с происшествием или ситуацией, не имеющая рационального характера). В соответствии же с нейробиологическим подходом, психические заболевания вызываются химическим дисбалансом в мозге.
С другой стороны, в начале двадцать первого века в психопатологии возникла теория рационального выбора. В соответствии с этой теорией, расстройства психики являются следствием рационального мыслительного процесса. Расстройства эти возникают как средство избежания стресса или депрессии, а также как способ получить помощь и поддержку общества. После возникновения заболевания, однако, причины его возникновения забываются человеком посредством целенаправленного умственного усилия.
Ещё одним течением в психологии, настаивающим на принципе свободы выбора и свободы воли, является гуманистическая психология, виднейшими представителями которой являются Виктор Франкл и Эрих Фромм. Одним из трёх принципов, лежащих в основе разработанного Франклом метода логотерапии, является свобода воли. В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм исследует стремление человечества к свободе и его бегство от неё, когда свобода эта наконец-то достигнута.
Как мог Всевышний ожесточить сердце фараона
Ожесточение Всевышним сердца фараона, таким образом, противоречит самой основе еврейской веры в свободу воли, присущей каждому человеку: свободы выбирать между добром и злом. «Всё в руках Небес, кроме страха Небес» (Брахот 33б), — сказали наши мудрецы. Но если так, то почему же тогда фараон был лишён возможности свободного выбора?
Ответ на этот вопрос находится в приведённых выше пасуках. Это было сделано ради знамений и чудес, о которых мы будем рассказывать нашим детям и внукам, чтобы и они «узнали, что Я — Б-г».
Подтверждение достоверности дарования Торы
Вера в Б-га зиждется, в соответствии с книгой «Кузари», на предании, которое передаётся от отцов к детям из поколения в поколение («Кузари» 1, 25). Мы уверены в том, что отец не станет лгать сыну и что наши предки действительно принимали участие в исторических событиях исхода из Египта и дарования Торы на горе Синай. События, положившие начало еврейскому народу, происходили не в захолустье на глазах у горстки учеников и единомышленников, а перед целым народом в самом эпицентре истории.
Моше был героем и для египтян
И даровал Б-г благосклонность народа в глазах Египта, а также муж Моше велик очень в земле египетской в глазах рабов Паро и в глазах народа. (Шмот 11:3)
Моше стал не только вождём и спасителем Израиля, но и героем в глазах египтян. На первый взгляд, непонятно, как могли египтяне считать героем того, кто стал причиной полного разрушения и опустошения их страны?
И сказали рабы Паро ему: «Доколе будет это нам помехой, отпусти людей (букв. мужчин) этих и будут служить Б-гу, Г-споду их, разве не знаешь ты ещё, что пропал Египет?» И возвратили Моше и Аарона к Паро, и сказал им: «Идите служите Б-гу, Г-споду вашему, кем будут идущие?» И сказал: «С юношами нашими и со стариками нашими пойдём, с сыновьями нашими и дочерьми нашими, с мелким скотом и с крупным скотом пойдём, ибо праздник Б-га у нас». И сказал им (фараон): «Будет так, Б-г с вами, как пошлю я вас и младенцев ваших, смотрите, ибо зло ожидает вас. Не так, пускай идут мужчины и будут служить Б-гу, поскольку этого вы добиваетесь», — и выгнал их от лица Паро. (Шмот 10:7-11)
С помощью Моше египтяне впервые осознали, что именно фараон является корнем их проблем. Здесь впервые мы сталкиваемся с тем, что придворные осмеливаются говорить в присутствии фараона, более того, под их давлением фараон вынужден пойти на компромисс: вернуть Моше и Аарона и смягчить свою позицию в отношении освобождения еврейского народа. Вельможи просят его: «Отпусти людей (букв. мужчин) этих», — и фараон понимает, что у него нет иного выхода, кроме как согласиться с требованиями египетской «политической элиты» и постараться достигнуть какого-нибудь соглашения с евреями. Фараон предлагает Моше Рабейну взять с собой только зрелых мужчин, на что тот отвечает: «С юношами нашими и со стариками нашими пойдём». С формальной точки зрения, фараон, таким образом, решил проблему, возникшую в его отношениях с придворными: ведь он предложил именно то, чего они от него требовали — отпустить мужчин. У фараона, несомненно, упал «камень с души», когда Моше ответил отказом.
Египтяне же прекрасно понимают, что «пропал Египет». Моше, таким образом, становится в их глазах не только защитником евреев, но и спасителем Египта, выступающим против жестокой диктатуры фараона, готового пожертвовать своим народом ради доказательства своей правоты.
Разве не таков обычай всех тиранов, готовых спалить весь мир, принести в жертву свой народ и свою семью лишь для того, чтобы доказать, что «нет подобного мне на всей земле»? (Шмот 9:14)
Если так, становится понятно, почему многие из представителей других народов, живших в Египте, предпочли связать своё будущее именно с евреями, а не с египтянами.
Так Моше превратился из лидера одного народа — в общепризнанного лидера всех народов Египта.
По замыслу Всевышнего популярность Моше среди египтян должна была сыграть важнейшую роль. В анналах истории обычно запечатлеваются две точки зрения: победителей и побеждённых. Но благодаря Моше история исхода из Египта может быть рассказана только с одной точки зрения, что является крайне важным, поскольку исход из Египта является одной из основ веры народа Израиля.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.