Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Какое качество наиболее ценится в иудаизме?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Книги по еврейской этике (мусар) говорят, что человеку, обладающему скромностью, ни в чем не завидуют. Такие люди отличаются особым обаянием, и всем, кто рядом с ними, приятно находиться в их обществе.

Анава,(ענווה) достоинство скромности, считается короной, возвышающейся и венчающей все остальные качества, черты и достоинства человека.

Я смиренно передаю вам следующие истории.

Рав Моше Файнштейн
Рав Моше Файнштейн

– Будьте любезны, позовите к телефону рава Файнштейна! – попросила пожилая женщина, позвонившая на домашний телефон рава.

– В данный момент рав Файнштейн очень занят, – ответил его ассистент. – Быть может,  я могу Вам помочь?

–  Да, — сказала женщина. – Мне хотелось бы узнать время зажигания шабатних свечей сегодня вечером.

– 18.37, — сообщил ассистент рава и добавил, — Вам совершенно необязательно звонить раву Моше по таким вопросам. Время зажигания шабатних свечей напечатано в любом еврейском календаре.

– Ну, я не знаю ничего насчет календарей, но вот уже двадцать пять лет я каждую пятницу звоню раву, чтобы узнать время зажигания свечей накануне шабата. Он никогда не говорил мне ничего насчет календарей.Одного хасидского Ребе спросили, почему он не мстит тем, кто обижает его:

– В конце концов, уважение мудреца – это уважение к Торе, и у вас есть обязанность отомстить им.

– Если я отомщу, — ответил Ребе, — тогда после 120 лет на Небесном суде меня спросят, почему я так сделал. Я отвечу, что был мудрецом Торы, и Небесный суд покатится со смеху. А так, если меня спросят, почему я не отомстил, я скажу, что не считал себя мудрецом.

Не знаю, как они отреагируют на это, — заключил он, – но хотя бы не засмеют.

Рав Эльхонон Вассерман
Рав Эльхонон Вассерман

Рав Эльханан Вассерман, да отомстит Творец за его кровь, собирался произнести речь в синагоге в городе Берлин. Встречая его, местный рав в ту же секунду сказал благословение, которым  принято приветствовать большого мудреца Торы.

Рав Эльханан схватил его за руку и воскликнул: «Нет, нет, нет!»

Реакция рава Эльханана только подчеркнула удивительную скромность гостя и заслуженность прозвучавшего приветствия, и вся община подхватила его и произнесла слова благословения еще раз вместе.

В молодости один из великих лидеров гурских хасидов имел обычай произносить «Ли-квод Шабат Кодеш» — в честь Святой субботы — перед тем как вкусить еду за шабатним столом.

– Достаточно об этом думать – не стоит произносить эти слова вслух,  – заметил его дедушка, Хидушей Ѓа-Рим[i].

Комментарий рава Каплана:

Проверка настоящих намерений человека – это вопрос о том, ведет ли он себя так же наедине с самим собой, когда никто не видит его и не может оценить его поведение.

Показная святость  свидетельствует о совсем других чертах: «Посмотрите, какой я праведный» – такая демонстрация может быть ширмой для  высокомерия. Этого следует опасаться!


[i] Алтер из Гурырабби Ицхак-Меир бар Исраэль Ротенберг, ѓа-Рим (1799-1866 гг.)  —  выдающийся законоучитель и хасидский наставник, основатель движения хасидей Гур. Родился в Польше в семье гурского раввина, последователя р. Леви-Ицхака из Бердичева. В семнадцать лет написал хидушим (аналитические заметки) к ряду трактатов Талмуда, посвященных законам семейного права. Был избран даяном (судьей), затем стал главой варшавской ешивы. В 1851 году российские власти запретили евреям ношение традиционной одежды, несмотря на решительное сопротивление еврейских масс. Желая повлиять на евреев через их вождя, они арестовали ѓа-Рима и, встретив с его стороны самый решительный отказ, посадили в камеру варшавского равелина. На рассвете тысячи варшавских евреев  окружили здание тюрьмы и потребовали немедленного освобождения своего духовного вождя. Опасаясь нового революционного взрыва, власти дрогнули, и в то же утро р.Ицхак-Меир был освобожден. Многочисленные сочинения ѓа-Рима были опубликованы только после его смерти. Его аналитические заметки к Талмуду и кодексу Шульхан арух вошли в шеститомное собрание Хидушей ѓа-Рим, изданное в Варшаве в 1880 году. Его респонсы включены в книгу Шеэлот ветшувот ѓа-Рим (Вопросы и ответы р. Ицхака-Меира). Эти книги были приняты в качестве основополагающих ѓалахических сочинений. Они широко изучаются знатоками Торы всех направлений.

 

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому