11 апреля 1944 года, за несколько месяцев до ареста, юная Анна Франк записала в своем дневнике:
Кто сделал нас, евреев, исключением среди всех народов? Кто всегда заставлял нас страдать? Это сделал Господь, но он же и вознесет нас. И если мы терпим все эти напасти, то, если только все евреи не будут уничтожены, когда-нибудь из проклятых и отверженных они превратятся в образец для подражания. Кто знает, быть может, когда-нибудь именно наша вера научит добру все человечество, все народы, и ради этого, ради этого одного стоит пострадать. Мы не можем быть только голландцами, или только англичанами, или людьми какой-нибудь другой нации, наряду с этим мы остаемся евреями, — должны, но и хотим оставаться евреями…
Анна, сама того не подозревая, затронула очень интересную тему, которая не раз обсуждалась нашими мудрецами.
Талмуд задает вопрос: как гора Синай получила свое название? Рассматривая несколько альтернативных версий, мудрецы предполагают, что оно происходит от ивритского слова синъа, которое буквально переводится как «ненависть», и связано это с тем, что концентрированная ненависть устремилась от других народов в сторону евреев именно в тот момент, когда сыны Израиля получали Тору на горе Синай. Тора требует особого высоконравственного образа жизни, стремления давать вместо того, чтобы брать, смиренного служения Богу в противовес выделения себя. И эта концепция жизни произвела в мире настоящую революцию.
Евреи фактически были наделены ролью “света для народов”, они должны были стать нравственным ориентиром для всего мира, и хотя эта миссия не всегда им удавалась, тем не менее, она вызывала у многих людей вокруг гнев, раздражение и ненависть. В течение двух тысяч лет евреи подвергались издевательствам и преследованиям просто из-за того, что они были теми, на кого возложена ответственность быть примером.
После Холокоста мир дал евреям возможность отдохнуть от непрекращающегося потока ненависти, пытаясь спровоцировать людей на чувство вины, жалости и сострадания. Но глядя на то, как в последнее время развиваются события по всему миру, к сожалению, становится ясно, что последние 75 лет скорее были отклонением от нормы. Мы являемся свидетелями возобновления роста глобального антисемитизма, когда мировое сообщество постепенно возвращается к своим прежним моделям поведения и привычкам.
Мидраш1 учит, что в течение истории Танаха три пророка использовали в своих речах восклицание эйха — «как?!». В книге Дварим мы читаем, что Моше, обращаясь к евреям, говорит: «Эйха — Как же мне одному носить заботы ваши, тяготы ваши и распри ваши?»2 В афтаре Шабата Хазон пророк Йешаяу спрашивает: «Эйха — Как стал блудницей верный город, исполненный правосудия, обитавшего в нем?»3 И, наконец, Ирмияу начинает одноименный свиток со слов: «Эйха — Как одиноко сидит столица (Иерусалим), некогда многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей!..»
Эйха — Как? Для чего? До каких пор? Почему антисемитизм сохраняется на протяжении стольких поколений? Почему из раза в раз находятся те, кто восстает против сынов Израиля?
Совсем скоро, в пост 9-го Ава, мы будем сидеть на полу и восклицать вслух «Эйха»? Как стало возможным, что евреи снова должны бояться за свою жизнь? Как могло случиться, что сегодня, несмотря на весь прогресс, достигнутый человечеством, который затронул как технологии, так и общественное мировоззрение, более четверти мира по-прежнему придерживается антисемитских взглядов?
Рав Соловейчик говорит, что хотя Мидраш выделяет только три раза, когда в Танахе используется слово эйха, на самом деле есть и четвертый. Когда Адам и Хава скрываются среди кустов Райского сада, вкусив от плода запретного дерева, Бог взывает к ним и говорит «Айека — где вы»?
Слово айека состоит из тех же букв, что и эйха, из чего рав Соловейчик делает вывод, что, когда мы не отвечаем на призыв Всевышнего айека, когда мы не готовы взять на себя ответственность за свои действия и хотим обвинить во всем кого угодно, кроме себя, в конечном итоге жизнь складывается так, что уже нам самим приходится задавать вопрос эйха — как такое могло произойти?
Мы можем бесконечно размышлять о том, как возможны такие ужасные вещи, но у нас никогда не будет окончательного ответа. Наша задача заключается в том, чтобы убедиться, что мы можем ответить на зов Бога, когда он спрашивает айека — «где ты»? От нас требуется готовность брать на себя ответственность за свои слова и поступки.
Возможно, мы не сможем до конца понять, почему существует антисемитизм, но мы можем и должны неустанно противостоять ему. Мы должны оставаться сильными в борьбе за еврейские ценности. Мы должны противостоять злу и делать все возможное, чтобы победить его.
А так же нам необходимо прикладывать все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы взять на себя личную ответственность за выполнение миссии, которую Всевышний возложил на наш народ: принести в мир Божественность. Если раньше отдельных евреев ненавидели за то, что они были голосом совести среди представителей других народов, то теперь ненависть вызывает уже еврейское государство, потому что олицетворяет нравственный образец для всего мира, во многом придерживаясь более высоких моральных стандартов, чем другие страны.
Повторю: смысл в том, чтобы ответить на зов айека, не дожидаясь, пока встанет вопрос эйха. Антисемитизм не закончится на ассимиляции и отступлении евреев от своих убеждений. Он прекратится, лишь когда мы сможем положительно ответить на вопросы, которые, как рассказывает Талмуд, зададут каждому из нас, когда мы встретимся с нашим Создателем: желал ли ты Избавления и брал ли на себя ответственность делать все возможное, чтобы пришло его время? Действительно ли ты чувствовал всю боль изгнания и испытывал мучения из-за положения еврейского народа в мире? Тебе была искренне важна судьба евреев и мира? Ждал ли ты с нетерпением приход Машиаха, вестника эпохи мира и гармонии, прекращения антисемитизма и страданий?
Недостаточно просто ждать Машиаха, необходимо способствовать его приходу. Недостаточно надеяться на Избавление, нужно быть его катализатором. Недостаточно взывать эйха, надо ответить на айека.
Если мы стремимся подняться с земли и прекратить свой траур, если мы действительно хотим окончательно положить конец антисемитизму, то должны сделать все необходимое, чтобы исцелить свой народ, восстановить мир, полюбить ближнего как себя — и тогда мы заслужим стать свидетелями эпохи Избавления.
Сноски
- Эйха Раба, 1.
- Дварим, 1:12.
- Йешаяу, 1:21.
- Мегилат Эйха, 1:1.