«Так скажи дому Яакова и сообщи сынам Израиля» (19:3). Раши комментирует: «Так скажи» — таким языком и в таком порядке; «дому Яакова» — это женщины, с ними говори мягким языком; «сообщи сынам Израиля» — кары жесткие, как сухожилия, объясни мужчинам. «Таким языком и в таком порядке» — чтобы женщины были прежде мужчин. К женщинам нужно относиться с уважением и вежливостью, разговаривать с ними мягкими словами и с улыбкой на лице.
Почему так?
Рабейну Бехайе объясняет: «Поскольку хорошая жена приводит к изучению Торы. Она может послать сына в бейт-мидраш, пока сама находится дома. Она способна привлечь его сердце с юности к изучению Торы самыми разнообразными способами, и когда сын состарится, он не отступит от нее». В продолжение тот же автор пишет: «Поэтому женщине подобает молиться благословенному Б-гу в момент, когда она зажигает свечи шаббата – а это заповедь, возложенная на нее, – чтобы Б-г даровал ей детей, которые раскроют свет Торы. Ведь молитва лучше слышна в момент исполнения заповеди. И в заслугу свечи шаббата, которая дает свет, она удостоится детей, сведущих в Торе, тоже называемой светом, как сказано: «Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет»».
Каждой еврейской матери следует знать, как велика ответственность, возложенная на ее плечи. От нее требуется присматривать за воспитанием детей. А Творец не возлагает ответственность без того, чтобы предоставить в придачу средства и способности. Женщина способна соединить свое потомство с традицией и укоренить в нем веру!
Касательно молитвы при зажигании свечей, рав Гоэль Алкриф рассказывал, как он присутствовал на трапезе, устроенной по случаю завершения учениками 8-го класса в религиозной школе «При Хадаш». Там выступал один из воспитателей и рассказал об одном ученике, который до шестого класса не воспринимал вообще ничего из того, что изучали в школе, и ничего не знал. Однажды, когда изучали Гмару, преподаватель внезапно услышал хороший вопрос с неожиданной стороны в классе. Он очень удивился, так как с этой стороны сидели слабые ученики, которых приходилось регулярно заставлять молчать, чтобы они не мешали. И вот он слышит от одного из детей толковый вопрос.
Преподаватель спрашивает его: «Кто-то учил с тобой Гмару в последнее время?»
«Нет», — ответил мальчик.
«Ты понял сейчас всю эту цепочку рассуждений из Гмары?» — продолжил преподаватель.
«Да», — простодушно отозвался ученик.
На следующий день этот ученик снова задал прекрасный вопрос и сам предложил на него хороший ответ. Когда и на третий день это явление повторилось, учитель подошел к директору школы и сказал: «Смотрите-ка, у меня тут творится кое-что необычное». Он рассказал об ученике и обо всем, что случилось.
Затем преподаватель решил позвонить матери ребенка и сообщить ей, что с ее сыном, с которым прежде даже не знали, что делать, случилось чудо, и что он открыл уста свои в мудрости – спрашивает и отвечает.
«Скажите мне: что Вы сделали? К кому Вы обращались, и что за репетитор занимался с ним?»
Мать выслушала эти слова и стала рассказывать с волнением в голосе: «Послушайте: в один прекрасный день ребенок приходит домой и говорит мне: «Мама, я просто в отчаянии от самого себя. Я ничего не понимаю в классе». И стал плакать. А я ему говорю: «Я молюсь за тебя, когда зажигаю свечи перед шаббатом, но, похоже, моей молитвы недостаточно. Подойди и ты и постой рядом со мной при зажигании свечей, помолись со мной вместе – быть может, Всевышний поможет тебе». И вот, когда я зажигала свечи, ребенок подошел и встал рядом. Мы вместе помолились и поплакали. Когда отец и остальные дети увидели нас, сначала они стали улыбаться, но на следующей неделе папа понял, что дело серьезное. Он тоже встал рядом со свечами и присоединился к молитве. На третий шаббат остальные дети тоже примкнули. Вот так мы провели три молитвы, и у ребенка открылся разум». Тот же преподаватель продолжил рассказывать, что этот ребенок окончил восьмой класс, а затем был принят в отличную ешиву.
Так выглядит сила настоящей молитвы. Обычный человек просто не может ни оценить, ни представить себе, какую силу даровал ему Святой, благословен Он. Молись, проси за себя и не жди, пока за тебя помолятся другие. «Молитва больного за самого себя лучше, чем молитва других». Но это утверждение справедливо не только для больного, но и для любой другой проблемы. Когда люди приходили к Хафец Хаиму и просили его, чтобы он о них помолился, он говорил им: «Прежде всего, сами о себе помолитесь. Ваша молитва Сын работает на непрестижной работе поможет вам лучше, чем моя».