Наши мудрецы говорят, что этрог подобен сердцу. «Лучше всего охраняемого береги свое сердце», – сказано в Писании.
Этрог очень уязвимый, он легко может испортиться. Но не всякое повреждение делает его непригодным. В Мишне мы учим: «Возникло отверстие и недостает в нем чего-либо – непригоден». Но если из-за отверстия в нем ничего не убыло, он кошерный, при одном условии: отверстие не должно доходить до зернышек. Ведь из них вырастет следующее поколение этрогов. Они не должны пострадать, им нужно оставаться оберегаемыми и защищенными.
Наше поколение испорчено тем, что в наших стенах проломлены бреши, и дурные ветры проникают через них, они портят и развращают. И кто может сказать, что они не проникают в сердца, и что на нас это никак не влияет? Испорченная культура нападает, наносит удары, пробивает дыры!
«Возникло отверстие и недостает в нем чего-либо – непригоден».
Если нас удалось “пробить” и испортить – увы! Но если внутри не возникло никакого недостатка, этрог остается кошерным, при условии что дети будут защищены – молодежь не должна поддаваться дурному влиянию: атакам со стороны СМИ, каналам «другой стороны», всей порче, идущей от внешнего мира. Наших хрупких детей мы должны оберегать пуще всего остального!
Если сделать так, сам этрог будет оставаться кошерным – родители будут вписаны в Книгу совершенных праведников в день, когда на приговор ставится печать.
Расскажем интересную и поучительную историю.
…В Польше была ужасная нищета, и многие подростки были вынуждены помогать своим семьям зарабатывать на жизнь. Уже в юном возрасте они выходили на рынок.
Был случай с одним подростком, который стал завидовать друзьям, начавшим торговлю и хваставшимся своей прибылью. Он решил пойти по их стопам. Но его отец, который и сам был торговцем, стал отговаривать его от этой затеи и потребовал, чтобы тот сидел и учился в бейт-мидраше.
Услышав, что в их город приехал Хафец Хаим, он пришел в его гостиницу вместе с сыном и попросил, чтобы рав наставил отрока на путь постоянной учебы. Ведь рынок полон ловушек, а атмосфера на улице отравлена дурным влиянием, парень может легко оступиться.
«А что сын говорит?» – спросил Хафец Хаим. Сын ответил: «Я вижу, как трудно зарабатывать, и хочу помочь содержать дом. К тому же, мне ясно, что я не испорчусь из-за рынка и торговли. Почему отец опасается за меня?» Хафец Хаим ответил, сказав: «Послушай, сынок. О самке страуса говорят, что она жестока (Эйха 4:3). Но в чем заключается ее жестокость? Дело в том, что ее желудок – прочный и сильный, она ест и переваривает даже стекло (Шаббат, 128а). Ей кажется, что и дети у нее такие же, и она дает им куски стекла и металла. А они ранят себе горло и желудок и умирают. То же самое и в нашем вопросе. Твой отец взрослый и уравновешенный, и атмосфера рынка не влияет на него негативно. Но ты возвращайся-ка лучше в бейт-мидраш» (Бе-Яшишим Хохма).
Поэтому пусть человек не полагается на свои знания и веру, отправляясь учиться в то место, если известно, что там он попадет в плохое окружение и в котором преподают ложные идеи. Пусть не рассчитывает на свою силу и мужество, поскольку влияние общества сильнее – таков закон природы.