…Она пропустила в тот день шахарит.
Вначале эту потерю она не почувствовала.
Она могла действовать за счет прежде накопленной энергии достаточно длительное время. Но когда пробил час дня – бум! На нее накатило это чувство, как голод на страдающего гипогликемией.
Вся энергия в одночасье покинула ее тело, и она почувствовала невероятную слабость.
Она не могла понять, что с ней произошло, пока не осознала, что была голодной. Но она жаждала не еды.
Ей нужно было помолиться.
Есть машаль, в котором молитва сравнивается с рулонами, испещренными выпуклыми точками, которые вставляли в старые проигрыватели механического пианино. После того как загружался рулон, пианино играло само по себе. Можно было даже видеть, как клавиши поднимаются и опускаются.
Она много раз замечала, как проходил ее день, когда она молилась полный шахарит.
И как ближе к закату она опять чувствовала голодное урчание в желудке и понимала, что пришло время молитвы минха.
Однажды маленький сирота, который дружил с ее сыном, сказал ей то, чему его научила мама: что буквы слова Шма являются аббревиатурой для трех основных молитв: шахарит, минха и аравит – утренней, дневной и вечерней.
Забавно. Она никогда не проводила эту параллель. Она слышала о необходимости питаться сбалансировано, три раза в день, но никогда не осознавала, что наши души тоже нуждаются в трех ежедневных «вливаниях» духовной пищи.
На физическом уровне, когда мы голодны, желудок передает сигналы: урчит. Когда мы устаем, мы чувствуем усталость, слабость и дрожь. Это признаки того, что пришло время поесть.
С душой то же самое. Когда проходит некоторое время после нашего последнего разговора с Всевышним, душе становится не комфортно. Она чувствует голод по словам, которые соединяют нас с Источником жизни.
Это нас успокаивает, как малышей — молоко.
Это сопоставление заставило ее задуматься. Зачем вообще нам нужно питаться? Зачем насыщаться едой? Очевидно, что Б-г мог бы запрограммировать нас по-другому.
Это напомнило ей шутки о евреях и еде.
Все наши праздники вращаются вокруг еды. В шабат мы должны есть. В Йом Кипур есть запрещено. В Пурим мы раздаем съедобные подарки, а затем устраиваем пир.
В Песах нельзя есть хамец.
В Шавуот мы едим молочное, а затем мясное.
На свадьбе каждая съеденная крошка еды – это выполненная заповедь.
Видимо, тут спрятано что-то еще. Какой-то иной смысл.
Последнее время многие люди стали замечать, что чувствуют себя неспокойно. Нервничают. Многие даже боятся: живот скручивает страх или спазм от чего-то еще, что трудно определить.
Это ощущение делает людей слабыми и капризными, а иногда даже злыми.
Она подумала, что эти симптомы напоминают признаки голода.
Однажды она слышала о человеке, который был голоден 24 часа в сутки семь дней в неделю. Даже посредине ночи он просыпался, выходил из глубокого сна, шел в темноте к холодильнику и стоял перед открытой дверью, высматривая что-нибудь, что сможет заглушить его дикий голод.
Несколько минут он рассматривал освещенные полки, ожидая, что что-то привлечет его.
Он вытаскивал мороженое и печенье, и вафли, и какую-то другую еду. Но печенье не было ответом на его вопросы и не решало его проблемы.
Он все равно ел то, что доставал из холодильника, а затем еще.
Он ходил к гипнотизеру, потом к иглотерапевту. Но ничего не помогало заглушить его голод.
Затем он начал 12-ступенчатую программу. И когда это не сработало, он пошел к гадоль ѓа-дор, главе поколения.
– Ребе, что мне делать? — спросил он.
Ребе ответил:
– Когда ты чувствуешь голод, ешь слова Теѓилим.
Те же слова говорили когда-то одному человеку во времена Холокоста, когда он по-настоящему голодал.
Сегодня мы голодны, хотя у нас есть еда.
Нам холодно, хотя мы находимся в тепле.
Мы боимся темноты, хотя всюду есть свет.
Чтобы чувствовать себя хорошо и оставаться здоровым, нам надо не только есть, но и молиться три трапезы в день.
Статья опубликована в журнале «Ami» 14 февраля 2018 года.