Природа человека обманчива: ему представляется, что положение, в котором он находится в данный момент, будет продолжаться вечно. Например, вообразим заядлого курильщика, который каждый вечер испытывает сильные боли в груди. Страдая и мучаясь, он готов не на шутку бросить курить, но к утру, почувствовав себя лучше, снова дымит как паровоз. Причина такого странного поведения в том, что, несмотря на вполне осознанную разумом боязнь продолжения болей в случае, если он продолжит курить, чувства курильщика успокаивают его и создают иллюзию, будто он всю жизнь проведет без болей. Это противостояние разума и чувств продолжается изо дня в день. И в споре с разумом чувства как правило побеждают. Разум отступает. Иллюзия берет верх над реальностью.
Подобное противоречие существует и в отношении человека ко дню его будущей смерти: каждый знает, что когда-то придет конец его жизни, однако чувства, владеющие им, убеждают человека в обратном. По этой причине многие люди проживают (прожигают) всю свою жизнь, ни разу не давая себе отчета в том, для чего они существуют, в чем смысл их земного бытия и каким образом следует исправить себя, чтобы действительно преуспеть в жизни.
Об этом говорит книга Зоар (126а):
«Человек идет по миру и думает, что он принадлежит ему на веки веков».
Но у праведников ситуация иная: они прислушиваются к голосу разума, а не становятся пленниками чувств; праведники часто размышляют над тем, что жизнь конечна, и человек смертен, и тем самым они отдаляются от греха и стараются изо дня в день направлять свою жизнь на верный и осмысленный путь.
И так сказал царь Соломон (Шломо) — Коелет, 9, 5 (книга Екклесиаста): «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают». Объясняет Талмуд (Брахот, 18, 1): «Живые знают, что умрут» — это праведники, которые и после смерти остаются живыми, ибо они «знают, что умрут», т.е. напоминают себе о дне смерти. «А мертвые ничего не знают» — это грешники, которые и при жизни были подобны мертвым, они «ничего не знают», т.е. не задумываются о дне смерти и таким образом погружаются в омут грехов в продолжение всего существования.
Тут важно подчеркнуть: может показаться, что осознание смертности человека и конечности жизни непременно приведет его к печали и унынию. Однако тот, кто правильно посмотрит на вещи, напротив, поймет, что признание завершенности жизни может стать чудесным источником для радости, ибо тем самым человек учится ценить жизнь и радоваться каждой, подаренной ему секунде бытия, каждому мгновению.