Вопрос:
Мне сказали о том, что быть соблюдающей еврейкой – это значит также скромно одеваться. Однако я запуталась в том, каковы стандарты скромности и как их определяют. В Торе я не нашла достаточно информации по этому вопросу. Что же означает одеваться скромно?
Ответ:
Существует три категории правил относительно одежды: Дат Моше, Дат Йеѓудит и Минѓаг ѓа-маком. Ниже вы познакомитесь с кратким изложением того, как устанавливаются стандарты скромности в женской одежде.
Дат Моше означает «Моисеев закон», и он относится непосредственно к сердцевине установлений Торы. Единственный, затронутый Дат Моше аспект о скромности гласит, что замужней женщине подобает покрывать голову. Мы это читаем в главе Бемидбар «Числа» (5:18), где из текста следует, что непокрытая голова для замужней женщины означает бесчестие. Коль скоро данное указание содержится в Торе, оно узаконено навечно и не подлежит изменению. Даже если все замужние еврейские женщины мира решили бы не покрывать голову, этот закон все равно остался бы неизменным.
Дат Йеѓудит — «Правила еврейской женщины» — очень интересны. Они относятся к утвержденным в еврейской общине стандартам скромности. Эти стандарты, принятые соблюдающими еврейскими женщинами, имеют статус закона. Уникальность ситуации в том, что никакая другая заповедь так не зависит от человеческого решения, как заповедь скромности. Создатель обычно не говорит: «Просто руководствуйся своим внутренним чувством кошерности — и все у тебя будет в порядке». Но в в отношении скромности он ведет себя именно так! — он доверяет решение женщине и возлагает на нее свои надежды: «Я создал женщину с внутренним чувством скромности, и я знаю, что могу на тебя надеяться, ибо ты это качество выразишь с помощью своей одежды и поведения».
В отличие от Дат Моше, Дат Йеѓудит может изменяться в зависимости от места и исторического периода. Так, например, нормы одежды, принятые в Испании 1000-летней давности, отличаются от норм, принятых в Польше 600 лет назад, и, конечно, они отличаются от принятых ныне норм. Кроме того, и сегодня можно обнаружить различные стандарты в зависимости от места проживания. Несмотря на некоторые внешние отличия, определенные основные правила никогда не менялись, и, среди них правило, которое ясно указано в Талмуде, — оно касается запрета обнажения бедер.
С другой стороны, есть некоторые аспекты, не изложенные ни в одном из ранних источников, – это правила, которые до нынешнего времени не нужно было оговаривать. Ибо на протяжении большей части еврейской истории достаточно было сказать: «Одевайся и веди себя так, как подобает еврейской женщине». И женщинам было абсолютно понятно, что за этой рекомендацией стоит.
Это подводит нас к Минѓаг ѓа-маком — «местной традиции» или местным обычаям.
Если вы проживаете в районе, где все соблюдающие еврейские женщины придерживаются определенного стандарта или правил в одежде, то и вам необходимо им следовать. Открытое и явное уклонение от этих норм будет восприниматься как проявление неуважения к общине и нескромное привлечение внимания к себе. Только в некоторых местах в наши дни сохранился такой однообразный подход в отношении одежды, но, если вам довелось оказаться в таких местах, отнеситесь с уважением к установленным в данной местности стандартам.
Также следует помнить, что принцип Минѓаг ѓа-маком направлен на устрожение правил и повышение стандартов, а не на их смягчение. Если вы оказались в местности, где все женщины, к сожалению, слабо следуют принципу Дат Йеѓудит, то данный вопрос может зависеть от вашего решения дать пример другим и проложить путь к возвращению общины на путь соблюдения заповедей скромности.
Все эти положения хорошо применяются на практике. Я посоветовала бы Вам начать с этих практических рекомендаций, наряду с изучением более широкого взгляда на скромность и сохранение женского достоинства.