Что такое мезуза?
Мезуза – это пергамент, на котором написаны два отрывка из Торы, говорящие о единстве Творца, и который, в соответствии с заповедью Торы, евреи прикрепляют на косяки дверей и ворот.
Этимология
Слово мезу́за (ивр. – מְזוּזָה) в буквальном переводе обозначает дверной косяк. Мезуза так называется, поскольку ее прикрепляют к дверному косяку.
Источник заповеди о мезузе
В двух местах Торы есть заповедь о мезузе. В главе «Ваэтханан» (Дварим, 6, 9) и в главе «Экев» (Дварим, 11, 20): «И напиши их на косяках дома твоего и на вратах твоих».
Что представляет собой мезуза?
Мезуза – это пергамент из кожи из кожи ритуально чистого (кошерного) животного. На нем написаны два отрывка из Торы (Дварим 6:4 – 9 и 11:13), входящие в молитву «Шма Исраэль», а на его внешней стороне написано слово «Шадай» (שד-י – «Всемогущий)». Это слово толкуется также как акроним слов «Шомер длатот Исраэль» – («Охраняющий двери Израиля»). Текст мезузы из 15 стихов пишется в 22 строки, содержащие 170 слов, состоящих из 713 букв.
Мезуза помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято изображать букву ש (шин), и крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. Ашкеназские евреи прикрепляют мезузу наклонно (она наклонена внутрь верхним концом), а сефардские – горизонтально. Объяснение этих обычаев читайте здесь.
О важности мезузы
Пишет Шульхан арух:
«Каждому, кто трепетно относится к заповеди о мезузе, продлевают (с Небес) годы жизни – ему и его детям. А если человек не выполняет тщательно эту заповедь, его годы жизни и годы жизни его детей, не дай Б-г, уменьшаются».
Комментаторы объясняют, что источником для слов Шульхан аруха является стих в Торе, который относительно заповеди о мезузе говорит: «… во имя того, чтобы увеличились твои дни и дни детей твоих».
И все же, если у человека недостаточно денег, чтобы купить и тфилин, и мезузу, ему следует предпочесть покупку тфилин, поскольку тфилин накладывают на тело человека, а мезузу – на его имущество (на косяк двери).
Наши мудрецы неоднократно указывали, что мезуза оберегает дом от неприятностей. Так в Иерусалимском Талмуде приводится следующее.
«Один вельможа послал Рабейну а-Кадош (рабби Йеуде а-Наси) драгоценную жемчужину – одну из самых дорогих в мире, и сказал ему: «Пришли мне вещь такую же ценную, как жемчужина, которую я послал тебе». Отправил ему рабби Йеуда а-Наси мезузу. Сказал ему вельможа: «Я послал тебе самую дорогую вещь, а ты посылаешь мне предмет, стоящий несколько мелких монет». Ответил рабби Йеуда а-Наси: «С моим подарком ничто из желаемого тобою не сравнится (в соответствии со стихом 3, 15 из книги Мишлей: «Она (Тора) дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею»). Да ещё – ты мне послал подарок, который я должен охранять, а я тебе послал такую вещь, что ты можешь спокойно спать – она тебя охранит (речь идёт о Торе, т.е. о словах Торы, содержащихся в мезузе), как сказано (Мишлей 6, 22): «…когда ляжешь (спать), будет охранять тебя».
Из написанного в книге Зоар видно, что мезуза хранит еврея не только тогда, когда он находится дома, но и когда он выходит из дома.
Видимо, по этой причине, когда еврей выходит из дома, ему следует положить руку (по каббале – средний палец) на мезузу и сказать: «Господь сохранит меня при моем выходе [из дома] и при входе [в него]», – как приводится в Шульхан Арух. В Шульхан Арух также сказано, что так же стоит поступать и при возвращении домой.
Законы мезузы
Какие места нуждаются в мезузе?
Мезузу следует прикрепить ко всем входам жилых помещений.
Даже если дом (или квартира, или комната) принадлежит нескольким владельцам-евреям, на косяк его двери следует установить мезузу с благословением.
В случае если кто-то из владельцев нееврей, нужно установить мезузу без благословения. Причина этого закона заключается в том, что относительно случая, когда кто-то из владельцев дома нееврей, есть разногласие между поским[1], нужно ли устанавливать мезузу. Поэтому стоит учесть мнение, по которому считается, что в этом случае следует установить мезузу, и ее установить. Однако благословение в этом случае не следует говорить, поскольку правило гласит: если есть сомнение, нужно ли говорить благословение или нет, то благословение не говорится.
На такие места, переназначение которых непочетно – уборная, ванная и т.п., не устанавливают мезузу. Также мезузу не нужно устанавливать на косяки нежилых помещений, таких, как чердак или склад, где хранят вещи, которыми не пользуются дома. Относительно офиса есть спор между поским, нуждается ли он в мезузе. Поэтому стоит установить мезузу при входе в офис без благословения.
Следующие места нуждаются в мезузе: балкон, двор или садик при доме, склад, в котором хранят вещи, которыми иногда пользуются дома, курятник и коровник.
Если в доме, квартире или комнате есть несколько дверей, на косяк каждой из них следует установить мезузу.
На воротах дворов, переулков, кварталов и городов также должна быть мезуза, как сказано: «… и на воротах твоих…».
Когда нужно устанавливать мезузу?
Тот, кто живет в своем доме, обязан сразу же установить на косяки входной двери и дверей комнат мезузу.
Если человек снимает жилье, то в Израиле он обязан сразу же установить мезузу, а за пределами Израиля – только после того, как проживет там тридцать дней.
Человек, который находится в гостинице или в санатории и т.п., первые 30 дней проживания не обязан устанавливать мезузу, даже если он находится в Израиле.
Где прикреплять мезузу?
Место прикрепления мезузы – начиная от начала верхней трети косяка ворот. Если она прикреплена выше этого места, она кашерна, если отстоит от верхней перекладины ворот на расстояние не меньше тефах (примерно 10 см).
Где покупать мезузу и по какой цене?
О том, где покупать мезузу и по какой цене, читайте здесь.
[1] Посе́к, (мн. – поски́м) – раввин, религиозный авторитет, устанавливающий закон и правила его выполнения.