Начало Торы – милосердие, и конец – милосердие. В нашей недельной главе Всевышний сшил для человека одежду в райском саду. А в главе «Ве-зот а-Браха», заканчивающей Тору, сказано: «И умер там Моше, раб Б-жий… и похоронил его в долине в земле». Раши комментирует: «»Похоронил его» – Святой, благословен Он, в собственной славе».
Милосердие – это один из трех столпов мира (Авот 1:2). Это одна из тех вещей, плоды от которых человек ест в этом мире, а основная награда за них сохраняется для него в мире грядущем (Пеа 1:1).
После страшной катастрофы рав Шломо Йосеф Каханман открыл учреждение для выживших детей под названием «Дом отцов» и позаботился обо всем недостающем для них. После этого он основал ешиву Поневеж. С экономической точки зрения ему было трудно поддерживать оба эти учреждения, поэтому ему посоветовали закрыть одно из них, чтобы не вышло так, что закроются оба. Но рав сказал: «Господа мои и учителя, однажды Хафец Хаим сказал мне: «Знай же, что Торы без милосердия не существует. Если хочешь открыть ешиву, сначала открой благотворительное учреждение. Ведь у Торы начало – милосердие, и конец – милосердие». Вот почему я обязан держать оба эти учреждения – одно из них поддерживает второе.
Однажды в «Дом отцов» прибыл ребенок десяти лет, потерявший обоих родителей в катастрофе. Он уходил в себя и отгораживался от внешнего мира, а после каждого приема пищи прятал в карман несколько кусочков хлеба на случай, если завтра хлеба не будет. Он не соглашался мыться и менять одежду. В душе он все еще жил в страхе перед лагерями нацистов.
Женщина, которая возглавляла «Доме отцов», госпожа Монк, заботилась о каждом ребенке с теплотой и любовью. Но, несмотря на все ее старания и попытки угостить его, этот ребенок отказывался мыться.
Госпожа Монк увидела, что выбора у нее нет, и привлекла рава из Поневежа, который был «папой» для всех детей. Каждую пятницу он обычно раздавал детям деньги, чтобы они покупали себе сладости на святой шаббат. Он заботился о них, как о собственных детях. Но и раву из Поневежа не удалось убедить этого ребенка помыться и сменить одежду. Видя, что выбора не остается, он пригласил поучаствовать в этом деле Хазон Иша. Рав из Поневежа, госпожа Монк и ребенок пришли к великому мудрецу поколения, чтобы посоветоваться, как же им поступить.
Когда Хазон Иш спросил ребенка, почему тот отказывается мыться, защитные стены ребенка внезапно пали, и он ответил с болью: «Каждый раз, когда я снимал одежду, у меня отбирали ее, оставляя только в грязной пижаме. У меня нет родителей, которые сберегли бы мою одежду, поэтому я не согласен снять ее!»
Присутствующие умолкли от изумления. Им было горько видеть этот огромный недостаток доверия, который испытывает к окружающим несчастный ребенок.
Хазон Иш обратился к нему и сказал: «Я обещаю тебе, что госпожа Монк посторожит для тебя твою одежду».
«Я ей не верю!» — воскликнул ребенок.
«Пусть тогда рав из Поневежа посторожит одежду», — вновь попробовал Хазон Иш.
«Ему я тоже не верю».
«Тогда я обещаю тебе, что я сам посторожу твою одежду. Я никогда в жизни никого не обманывал», — пообещал Хазон Иш.
Ребенок посмотрел на рава подозрительным взглядом, но в итоге согласился.
Он ушел в комнату и сменил одежду. А когда вышел, повелел Хазон Ишу: «Ребе, посторожите мою одежду. Это цицит, это брюки, рубашка и носки».
«Конечно, я все постерегу, не переживай», — улыбнулся Хазон Иш.
Когда госпожа Монк отправилась в общежитие, чтобы помыть ребенка, рав из Поневежа и Хазон Иш разрыдались. Хазон Иш закатал рукава, взял корыто с водой, и вместе с равом из Поневежа они стали стирать грязную одежду ребенка. Хазон Иш тер рубашку мылом, а рав из Поневежа тер штаны.
Когда ребенок вернулся чистым и умытым, он с волнением спросил: «Где моя одежда?»
«Вот она, ее повесили сушиться, — ответил Хазон Иш, — мы постирали тебе одежду. Сегодня поспи у меня, а завтра сможешь снова ее одеть».
Руководитель поколения отложил в сторону изучение Торы и целый час трудился, отстирывая одежду ребенка-сироты.
Прошли годы, тот мальчик вырос и женился и по прошествии времени превратился в мудреца. Он даже удостоился учиться в колеле «Хазон Иш».
У Торы начало – милосердие, и конец – милосердие.
(Ма Ахавти Торатха).