в ,

Могилы вожделения

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«И двинулись из пустыни Синай и расположились в Киврот а-Таава (Могилы вожделения)».

Бемидбар 33, 16

Вопрос Александра Македонского

В трактате Тамид (32, а) приводится вопрос Александра Македонского, который он задал еврейским мудрецам: «Что сделает человек и умрет?» Ответили ему: «Оживит себя». Поясняет Маарша, что смысл высказывания в том, что человек, ищущий во вся и во всем только удовольствий и наслаждений, убивает своими руками свой будущий мир. Из-за того что человек все свои помыслы и силы направляет на получение удовольствий в этом мире, нет у него сил на исполнение воли Творца, и он тем самым отдаляет себя от Него, благословенного.

Более того, он убивает себя и в этом мире. Ведь его жизнь здесь – это не жизнь.  И так сказано в Пиркей Авот (4, 21): «страсти выводят человека из мира», комментаторы поясняют, что речь идет о мире этом и мире грядущем.

Почему страсти выводят человека из мира?

Почему так?

Прежде, чем ответить на этот вопрос постараемся разобраться, какая роль у удовольствий (ведь нет никаких сил, которыми одарил Творец человека, которые были бы дурными по сути своей, весь вопрос, как человек ими пользуется).

Функции удовольствий

Удовольствия имеют три основные функции.

Понять, в чем мы нуждаемся

Прежде всего, они помогают нам понять, в чем мы нуждаемся. Например, если бы человек не чувствовал голод или жажду (выражающиеся в сильном желании поесть или попить) и не испытывал бы удовольствия от утоления голода и жажды, он бы не знал о том, что его телу не хватает жидкости или питания.

Облегчение восполнения нужд тела

Получение удовольствия также облегчает человеку восполнение нужд тела и делает этот процесс легким и приятным. Если бы человек не получал от поглощения пищи удовольствия, ему было бы неинтересно и утомительно кормить себя (задумаемся: что было бы с человеком ленивым?!).

«Соединиться» с предметом вожделения

Кроме того, удовольствия помогают человеку «соединиться» с предметом вожделения и тем самым извлечь из него большую пользу. Поэтому мудрецы (Йома, 74 б) запретили есть в темноте, поскольку, если человек не видит пищу, он не испытывает к ней вожделения и, следовательно, не получает удовольствия, а в результате и польза от съеденной пищи невелика.

Когда наслаждения разрушают?

Но всё это только в том случае, когда удовольствия служат для поддержания сил и здоровья. Если же человек жаждет наслаждений самих по себе, ставит их во главу своих интересов, тогда они его разрушают.

Объясним это с помощью следующей притчи: каким-то образом маленький ребенок добрался до мобильного телефона своего отца. Он начал нажимать на различные кнопки. При нажатии каждой кнопки слышался определённый звук (как известно, предназначение эти звуков – дать возможность человеку понять, что нажимает на правильную кнопку). Младенцу понравились звуки, и он начал нажимать на кнопки телефона без остановки. В конце концов телефон сломался.

Также и вожделения – их предназначение, чтобы человек понял, что «нажал на правильную клавишу» (что насыщает себя тем, что недостает его телу), но, если человек ставит во главы всего свои вожделения, они разрушают его.

Праведный ест досыта

Это различие подчеркнул царь Шломо в Мишлей (13, 25):

«Праведный ест досыта, а чрево нечестивых будет в недостатке».

Виленский Гаон, комментируя слова «чрево нечестивых будет в недостатке», говорит, что нечестивому как бы не хватает еще одного живота, ибо он уже не может получать удовольствие после того, как наполнился его живот, а ведь весь смысл его чревоугодия в получении наслаждения. Поэтому вместо удовольствия он испытывает страдание. Праведник же ест для поддержания сил и здоровья, для «насыщения души», и именно это, а не чревоугодие, делает его счастливым и радостным.

Отсюда различие между тем, кто ест исключительно для получения удовольствия, и тем, кто ест для поддержания сил, – первый инвестирует свои усилия в наслаждения, в то, что не принесет ему пользы, а только заберёт у него силы.  Второй же вкладывает усилия в себя, в то, что принесет пользу ему.

Поэтому царь Шломо предупреждает (Мишлей, 5:8): «отдали от нее путь твой» — от бесконечной погони за вожделениями, и добавляет: «Чтобы не насыщались чужие силою твоею» – чтобы не направил ты свои силы на то, что не дает тебе пользы и совершенствования.

И завершим словами из книги Виленского Гаона «Адерет Элияу» (Берешит 2, 9):

«Все те удовольствия, которые даются нечестивцу чрезвычайными усилиями, праведник получает с лёгкостью, без надрыва и греха».

Он приводит изречение наших мудрецов: «всякий, кто избегает почет, почет преследует его», и добавляет: «подобно этому наслаждения – если человек не ищет их, они преследуют его, т.е. Всевышний посылает их ему самым благоприятным образом».

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Святость уст

Виртуальная реальность